Очередной и, видимо, последний отчёт о жизни инструментальной джазовой кафедры МГИК

Автор: | 07.02.2022

В последние десять лет я традиционно публиковала в начале года свои «отчёты» о деятельности кафедры Московского государственного института культуры — первоначально «кафедры эстрадных оркестров и ансамблей», потом «кафедры инструментов джазового оркестра»; сначала — как заведующая кафедрой, затем как бывшая заведующая. С 1 сентября 2021 года этой кафедры с сорокалетней историей в самостоятельном виде, к сожалению, больше не существует. Должность её заведующего сокращена. Последняя завкафедрой Кристина Крит, перейдя на другую работу, осталась лишь внешним совместителем. Вуз отказался от прекрасного работника — музыканта, педагога, аранжировщика, композитора, ответственного и опытного руководителя, чудесного человека. Наши педагоги и студенты входят теперь в состав единой кафедры эстрадно-джазового искусства, которой руководит Лариса Долина. Я тоже осталась на этой кафедре в качестве совместителя, вернувшись к теоретикам, хотя кафедры теории и истории музыки с шестидесятилетней историей теперь тоже нет — она вошла в состав кафедры музыкального образования. И самостоятельного факультета (ранее — института) музыкального искусства теперь тоже нет — его объединили с театральным. Из 11 музыкальных кафедр осталось шесть, и это, видимо, ещё не окончание процесса, который теперь называется оптимизацией.

Но, тем не менее, я решила написать о нашем 2021 годе, потому что мы работали — причём в сложных условиях; и наши студенты делали успехи, о которых не стыдно рассказать.

Часть событий ушедшего года проходила онлайн — что касается, в основном, участия в конкурсах: «Мир огромный», «Нижегородский блюз», «Видный джаз», «Сибириада», Grand Music Art и других. Среди победителей и лауреатов — студенты Виктор ЧаплыгинИрина Алексеева и Максим Чижов (гитара), Егор Попов и Анна Новикова (саксофон), Владислав Исаев (ударные), наш биг-бэнд Jazz Magic. Активно участвовала в международных конкурсах как композитор и аранжировщик и сама Кристина Валерьевна Крит.

Биг-бэнд, которым руководит Сергей Долженков, отважно репетировал и выступал с большим успехом «вживую». Это происходило регулярно не только в нашем Учебно-творческом центре, но и в джаз-клубах Игоря Бутмана и Алексея Козлова, клубе «Эссе», на других площадках. Творческий багаж оркестра включает уже много больших серьёзных специальных программ, посвященных выдающимся музыкантам — Элле Фитцджералд, Джорджу Гершвину, Ирвину Берлину, Коулу Портеру, Стиви Уандеру, Майклу Джексону, The Beatles и др. В них активно участвуют студенты-вокалисты во главе с Ларисой Александровной. Аранжировки делали, в основном, Сергей Долженков и Кристина Крит. Это, конечно, грандиозная работа и практика, чрезвычайно полезная для студентов обеих специализаций. С.А. Долженков привлекает студентов и к выступлениям своего оркестра New Blood Big Band.

Часть концертов были чисто инструментальными. В посвящении Чику Кориа участвовали многие студенты кафедры, выступления студенческих ансамблей Planck’s Tone и Jazz Crimes включали авторские композиции студентов Павла Алексеева (саксофон) и Виктора Чаплыгина (гитара), который, кстати, получил за годы учебы целый ряд дипломов в этой номинации на самых престижных конкурсах. Есть у нас и ансамбль саксофонов Play Swing, которым руководит профессор Владимир Заремба. Его участники — в основном, уже выпускники, получившие прекрасную школу в этом виде джазового исполнительства.

Одной из главных задач ушедшего года, как обычно, был выпуск студентов, проведение государственных экзаменов. Особенно сложно это было сделать на заочном отделении, где среди семи студентов было четверо барабанщиков, но Кристина Валерьевна успешно все организовала. Хорошо себя показали упомянутые уже Павел Алексеев и Виктор Чаплыгин, Сергей Капшин и Михаил Тикин (тромбон), Дмитрий Кудрявцев (бас-гитара), Вайдас Баразнаускас и Александр Баскаков (ударные). Были интересные дипломные работы (бессменный научный руководитель — автор этих строк) на оригинальные темы, касающиеся модального джаза, исполнительских возможностей инструментов, творчества великих музыкантов — Майка Стерна, Мейнарда Фергюсона, Дэйва Вэйкла и др., вопросов педагогики, методики совершенствования исполнительского мастерства.