МОРДАСОВ Николай Васильевич

Автор: | 26.01.2003

МОРДАСОВ Николай Васильевич — (06.12.1931 — 05.05.2001, г.Ростов-на-Дону) – аранжировщик, композитор, педагог, создатель первого в Ростове-на-Дону детского джаз-бэнда.

В семье не было музыкантов-профессионалов, но музыка звучала постоянно в грамзаписях и «в живую»: в доме любили устраивать семейные вечера с романсами и инструментальными пьесами.

В 1937 Николай поступает в ДМШ. Затем – война. После освобождения города – музыкальная школа и армия, в которой Николай Мордасов стал руководителем небольшого полкового духового оркестра (к тому времени уже немного освоил саксофон и аккордеон). Здесь же пришлось писать и марши, и вальсы. Не попав в музыкальное училище с первого раза, руководил самодеятельными коллективами в школах, институтах, вплоть до артелей. В СШ № 78 организовал свой первый эстрадно-джазовый оркестр (1948), из-за которого более серьезно занялся аранжировками. Тогда же стал «пописывать» па-де-патинер, стилизовать па-де-катр под танго.

Встреча с Капанаковым вновь привела в музыкальное училище. Николай Мордасов поступает на теоретико-композиторское отделение в класс А.П.Артамонова. Дипломная работа – кантата на слова С.Щипачева. Затем руководил эстрадно-джазовыми оркестрами РИСХМа (1958) и РИСИ (после В.Гамалии), ДК «Сельмаш» и «Энергетик».

Саксофон освоил самостоятельно: знал аппликатуру, играл «на слух» и по нотам. И все же, никогда не причислял себя к саксофонистам. А джаз начал писать «много» лишь потому, что этого потребовали обстоятельства (педагогическая работа в РУИ, для оркестра парка им.Горького).

С 1975 года Николай Васильевич работал в ДМШ им. Глинки, где в 1985 году организовал детский оркестр (состав: 4 трубы, 5 саксофонов, 2-3 тромбона, ритм-секция). Постепенно репертуар приобрел довольно внушительные размеры (около 25 композиций).

Первый выезд за пределы Ростова – фестиваль в г.Тула (1990), где работа была отмечена традиционным тульским самоваром. Потом был большой (из двух отделений!) концерт в училище искусств г.Краснодара. А в харьковском училище Николай Васильевич читал лекцию об импровизации уже в сопровождении двух собственных оркестрантов-иллюстраторов.

Результат педагогической деятельности «вылился» в несколько методических разработок и два нотных сборника джазовых пьес. До сих пор Ростовское училище искусств использует методические рекомендации Н.В.Мордасова по ритмике, развитию творческих навыков музицирования и функционального слуха.