Efes Pilsener Blues Festival

Автор: | 22.12.2002

EFES PILSENER BLUES FESTIVAL

Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный «Hennessy»-тур Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В этом году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. Это уже четвертое его появление на российской земле. В предыдущие годы на сцены Москвы и Питера выходили представители соул-блюза, чикагской и нью-йоркской школ… Приезжали и просто исполнители, играющие блюз в собственной интерпретации. Среди гостей фестиваля были такие мировые легенды, как Long John Hunter, The Holmes Brothers, Otis Taylor и другие. В этом году — Louisiana Red, C. J. Chenier и Lil’ Ed & The Blues Imperials.

Программа фестиваля была рассчитана следующим образом: три вечера — 5, 6 и 7 ноября пиво и блюз царили в Москве (в УСЗ «Дружба» в «Лужниках», поскольку в прошлые годы зал МДМ не мог вместить всех желающих), 9 ноября — в Ростове-на-Дону, а 11 ноября — в Санкт-Петербурге (большой зал Дворца спорта «Юбилейный»)

Как видим, на этот раз фестиваль «зацепил» и столицу Южного Федерального. Но не потому, что организаторы наслышаны о горячей ростовской публике или «местные» подсуетились. Просто, в России открылось 3-е по счету отделение пивоварни Efes Pilsener. И располагается оно в Ростове-на-Дону, что имеет самое непосредственное отношение к блюзу.

Всё ростовское пив-блюз-действо расположилось во Дворце спорта. Почти на шесть часов вместительная арена спортивного комплекса превратилась в пивную, на сцене которой неистовствали три американские команды.

Концерту предшествовала небольшая пресс-конференция. Чисто по-русски, она началась на полчала позже. А сами блюзмены появились спустя еще минут 10 (научились у наших). За это время московский представитель Efes Pilsener Blues Festival Ольга рассказала, что блюз и пиво — близнецы и братья, а снимать разрешается только по три композиции каждого коллектива. Затем вышли американцы. Луизиана Ред говорил мало, Шенье вообще молчал, лишь изредка поблескивая ослепительной золотой (в полном смысле слова) улыбкой. В основном говорил Эд и при этом он ни на секунду не переставал жевать. Всё было мило, спокойно и закончилось бесплатным пивом для прессы и автографами для пришедших заранее.

Ростовский концерт вел известный рок-н-рольщик Виталий Хачкинаев (для сравнения, Питерским руководил Фейертаг!), а в народе — просто «Bill The Crazy Man». В свое время Виталий исколесил весь бывший СССР в погоне за джаз-блюз-рок-концертами гастролеров. Он же встречал блюзменов в аэропорту, он же повез «желающих отужинать» в ресторан «Хад-Дон». Он же предложил ничего не подозревающим музыкантам «рояль в кустах» в виде ростовских команд «Cool Cats» и «Revolation». Что потом было — трудно передать словами. Нечто аналогичное я уже видела во время мартовского ужина «Deep Purple». Когда далеко не юные британцы оглушительно свистели в четыре пальца, слушая в исполнении ростовской группы «DAO» собственную «Smoke On The Water». А потом и сами схватились за инструменты.

И на этот раз шума и восторгов было не меньше. К сожалению, не все американцы смогли оценить изобретательность российских музыкантов. К примеру, Луизиана Ред очень устал после полета, «видно ноют старые раны времен корейской войны», — сказал он потом в беседе. Но присутствующие «молодые» сошлись в колоссальном джеме, из которого выходили медленно, печально и с большим трудом.

Louisiana RedИтак, — свершилось великое событие: блюз-фестиваль на донской земле. Первым вышел Луизиана Ред (настоящее имя Иверсон Минтер, и живет он уже не в Америке, а скоро 30 лет как в Германии). Познакомившись с его биографией, сразу становится ясно, почему Ред выбрал именно блюз. Акустическая гитара (спустя пару композиций ее сменила слайд-гитара), хриплый, даже надтреснутый голос. Действительно — «блюз во плоти». Самый настоящий классический, к которому мы привыкли по записям старых мастеров: три аккорда и очень простенькие филлы (инструментальные вставки). Louisiana RedИногда было невозможно определить размер такта, что также указывает на любовь Реда к ранним архаическим формам. Вверх тут же взлетели зажженные спички и зажигалки, а весь зал стал мерно покачиваться, как под гипнозом. Между прочем, Луизиана Ред первым в блюзовой индустрии выиграл W.C. Handy Award как лучший артист года. Это случилось еще в 1983 году. Уже потом были B.B. King, Stevie Ray Vaughan, Willie Nelson…

C.J.ChenierРеда сменил Си Джей Шенье. Пока он надевал «балдони» (аккордеон), а бэквокалист — модифицированную для концертных выступлений стиральную доску (эдакий кантри-антураж), зал затих в ожидании. А с первыми же звуками — тут же пустился в пляс. Американские журналисты окрестили Шенье «Наследным принцем Луизианского блюза». На принца он действительно очень похож: высокий, стройный, гордая осанка, много золота на руках. C.J.ChenierА вот поет он «зайдиго» — так называемый «блюз луизианских болот». Не знаю, кому как, а для меня это было полнейшей неожиданностью: эдакая французско-американская смесь кантри, блюза и зарождающегося джаза. В свое время Би Би Кинг сказал: «блюз — это джаз, получивший высшее образование». Слушая Шенье, об этом и не вспомнишь. Самое настоящее забавное и веселенькое «детство».

"Litle" Ed & The Blues ImperialsЗавершал фестивальную программу сумасшедший и неуправляемый «Малыш» Эд Уильям. Он уже появлялся на сцене в качестве барабанщика Реда. А теперь он вышел как гитарист команды «The Blues Imperials». Свой первый состав он собрал еще в 1975. Потом музыканты как-то «рассыпались», иногда собираясь для записи CD. А в 1998 году Эд повторил попытку реформировать коллектив для выездных концертов. И весьма удачно.

"Little" Ed & The Blues Imperials«Мы зажигаем, как никогда, — говорит Эд, — и мы хотим ездить по гастролям и нам нравится эта безумная жизнь». Летом 1999 года они выступали на блюзовом фестивале в Чикаго перед сотней тысяч восторженных фанатов. Публика вопила, прыгала и танцевала. Особый восторг вызвал «выезд» Эда в публику на плечах гитариста Майка Джерета. Нечто аналогичное было и здесь, хотя до такого не дошло. «Секьюрети» не успевали оттаскивать разогретых пивом, буги-джазом и экзальтированным Эдом поклонников. Кто-то активно пробовал сменять свою черную кожаную кепку на красный тюрбан Эда. И еще долго не отпускали музыкантов со сцены.

Ну что ж, теперь и в Ростове ноябрьские праздники будут вспоминаться не только в связи с октябрьской революцией или днями единения, но и как замечательная возможность послушать настоящий американский блюз!

Ольга Коржова
16/11/2002