XIII региональный фестиваль джазовой музыки в Ставрополе

Автор: | 24.02.2003

XIII региональный фестиваль джазовой музыки в Ставрополе

Открытие 13-го регионального фестиваля джазовой музыки в СтаврополеВ Ставрополе прошел очередной региональный фестиваль джазовой музыки. И не какой-нибудь, а Тринадцатый. И начался он не когда-нибудь, а 13-го декабря, да еще и в пятницу. Правда, на этом все ужасы и закончились. Судя по мнению старожилов, он прошел достаточно традиционно: два-три гостя (на этот раз — Питер, Кубань, Ростов-на-Дону) и «свои по максимуму». Хотя одно новшество всё же было: посвящение 80-летию советского джаза.

Открыл джаз-фестиваль заместитель министра культуры Ставропольского края Владимир Лычагин. Он выразил надежду, что нынешний фестиваль будет «хоть чуточку отличаться от предыдущих». Тем более, что проведена большая предварительная работа: прошедшие октябрьские концерты в рамках «Музыкальной осени Ставрополья — 2002» стали своеобразным смотром претендентов для участия в грядущем джазовом фестивале. Их прослушиванию был посвящен целый день 5 октября: сначала в парке Победы, а вечером — в Центре досуга и кино «Октябрь». Джаз-классика звучала в исполнении пяти «лучших джазовых коллективов края, среди которых лауреат многих фестивалей джаз-оркестр «Любимые мелодии» из Невинномысска, джаз-оркестр «Предгорье» станицы Ессентукской, джазовые коллективы краевого училища искусств и оркестр Ставропольского филиала военно-авиационного технического университета им. Н. Е. Жуковского» (http://).

Всё джаздейство проходило в два дня. Первый день отдали на растерзание гостям — ростовскому муниципальному джаз-оркестру Кима Назаретова п/у Юрия Кинуса — Андрея Мачнева и питерско-гамбургской команде «Лера Гехнер бэнд». Руководил двухдневным процессом бессменный ведущий всех (кажется всех!!!) ставропольских джаз-фестивалей Владимир Фейертаг.

Ростовчане — настолько частые гости, что уже стали как «свои». Они открыли фестиваль, мощно и привычно врезав медными по полухолодному (или полутеплому) залу. Все шло, как всегда: легкие и остроумные лит-вставки Фейертага между номерами, бурные аплодисменты на импровизациях солистов, безумные вопли на ударнике. Ничто не предвещало неожиданностей. Даже многозначительное упоминание Владимира Борисовича о детском конкурсе «Джаз-Парнас». Но когда на сцену вышла 9-летняя Алина Енгибарян — тут и самые «бывалые» подскочили. Прекрасный английский (спасибо маме), потрясающая культура (спасибо дедушке Николаю Гончарову — одному из самых темпераментных биг-бэндовых барабанщиков 60-х), полная раскрепощенность на сцене и осмысленное владение скэтом (спасибо родной детской джазовой школе).

В целом бэнд показал хороший добрый мейнстрим, «вкусно сделанный» и разбавленный кое-где джаз-роком, фьюжн и авторскими аранжировками. Довольно оригинально прозвучала одна из них — «Ярмарка» Андрея Мачнева.

Второй сет — те же полтора часа — на сцене царил экзальтированный фанк Леры Гехнер. Сама Валерия родом из Питера, но какое-то время жила в Гамбурге, где сделала карьеру артистки и вокалистки. Там ей приходилось исполнять рок, цыганские романсы, регги, русские народные песни. Вернувшись (или приехав) в Питер, Валерия решила собрать близкую по духу команду. В нее вошли: Алексей Попов (саксофон), Владимир Кольцов-Крутов (контрабас), Алексей Никонов (клавишные), Алексей Дегусаров (гитара) и Николай Миронов (ударные). Пять музыкантов скромно дули в дудки, били по барабанам и перебирали клавиши и струны. А между ними непрерывно носилась небольшая худенькая девчонка в оранжевых чулках с большими зелеными цветками по бокам. Лера сама пела, сама представляла музыкантов и сама делала шоу. Она была главным действующим лицом и движущей силой своего бэнда.

Не знаю, чего было больше в Валерии: рыжей клоунады или глубины Билли Холидей, детской непосредственности Пэппи или разумного использования собственных вокальных возможностей от «пения на связках» до трех-октавного глиссандо «во весь голос». Но когда зазвучала «Cry Me, River», зал умер. Я пала чуть раньше — на пьесе «Don’t Explain» (B.Holiday, A.Jerzog). Конечно, было и традиционное заигрывание с молодежью, и эффектные квази-дирижерские жесты «всеми частями тела», и откровенное женское кокетство… Но еще был плотный и самый разный по эмоциональному тонусу почти «черный» вокал «на износ».

Последний день (он же второй!) открывали и закрывали гости, причем — в том же порядке. Ростовчане, отыграв программу, поспешили на поезд. А с ними — и я. Так что, сами понимаете. И все же до концерта мне удалось кое-что выяснить. А что не удалось — расскажет чуть позже другая Ольга — ставропольская.

Во-первых, порадовало количество биг-бэндов. Мне даже показалось, что возвращаются советские времена, когда у каждой столицы союзной республики был республиканский эстрадно-джазовый коллектив. Ну, а уж курортным городам, как говорится, просто «по штату положено» иметь свой танцевальный оркестр.

Невинномысский биг-бэнд ДК им. М.Горького п/у Валентина Фокина. Инициатор и художественный руководитель — Валерий Павлов. Оркестру около трех лет. Начиналось все на базе ДМШ, где с 1997 года начал преподавать Павлов. Сначала было 8 учеников, слегка «усиленных» педагогами, а потом и у самих педагогов «взыграло ретивое». Переместились в ДК им. М.Горького, где вскоре собрался полный биг-бэнд. Есть и вокалистка — Марианна Фанинштиль.

Биг-бэнд Краснодарской краевой филармонии п/у Владимира Готлиба, художественный руководитель Вадим Кузьминский. Оркестр был организован в 1996 году для гастролей по родному краю и обслуживанию сельского населения. В репертуаре — отечественная песня и танцевальный джаз.

Аранжировки фирменные или оригинальные самого Готлиба, который в оркестре три месяца (до этого Владимир Иосифович работал с Георгием Гараняном). Есть два вокалиста: Марина Бердникова (вообще-то она медик) и Александр Чумаков.

Джаз-оркестр из Железноводска «Диапазон» п/у Петра Борисенко (музыкальный руководитель Александр Бендер). В исполнении оркестра прозвучало несколько композиций из джазовой классики, в том числе — буквально «вынутая» из репертуара Каунта Бейси и творчески переработанная знаменитая тема Марсела Пинкерта «Милая Джорджия Браун» и одна из лучших баллад Дюка Эллингтона «В сентиментальном настроении».

Далее шли выступления студентов музыкального училища. А второй сет — вновь у «Леры Гехнер бэнд» с другой программой. Но все это было уже без меня…

Ольга Коржова
17/12/2002

При подготовке материала о фестивале были использованы фотографии Александра Цвигуна с сайта http:///