Джаз над Волгой 2003 :: День Первый

Автор: | 08.05.2003

«ДЖАЗ НАД ВОЛГОЙ» ОТ «А» ДО «Я»

Почти 2 года тому назад директор Ярославского джазового центра Игорь Гаврилов, с которым я познакомилась по интернету, пообещал пригласить меня на очередной фестиваль «Джаз над Волгой&quot.; Если честно, то я не придала этому никакого значения. Живу я не первый десяток, да и в интернете уже лет 5. Так что знаю я эти интернет-приглашения!

Но когда стал приближаться «заветный март», Игорь Вячеславович резко оживил переписку, подтвердив, что от своих слов не отказывается и приглашает с «полным пансионом» на весь срок. Вот так я и попала на самый грандиозный из мною виденных Международный джаз-фестиваль длинною в 20 концертов!!!

Думаю, прошедший в Ярославле «Джаз над Волгой 2003» можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло из 20 коллективов в фестивальной программе, 11 малых составов перед джемом в джазовом центре и 7 концертов по области. В рамках события прошел и III Региональный конкурс-фестиваль детских джазовых коллективов и солистов «Музыкальный родник – детям&quot.;

Конечно же, фестивальную программу вел Владимир Фейертаг – почетный член ярославского клуба, «талисман» и бессменный его ведущий с 1981 года. А руководил всем джаз-действом, точнее – уже пожинал плоды предварительной работы – «душа» всего джазового в Ярославле, «культуртрегер» (по меткому определению Юрия Саульского) и директор джазового центра Игорь Гаврилов.

Впрочем, обо всем по порядку. Но прежде – немного истории.

Начиналось все с обыкновенного джаз-клуба 14 марта 1974 года. Каждый год клуб отмечал свой день рождения небольшими концертами под названием «Дни джазовой музыки&quot.; Эти концерты росли-росли, пока не выросли из «больших» в двухдневные. А свое пятилетие клуб «гулял» уже три дня. И хотя по-прежнему это не называлось «фестивалем», в действе приняло участие 20 коллективов с приглашением джазменов союзных республик.

Название «Джаз над Волгой» родилось в 1981 году. Интересно заметить, что в дальнейшем появились «Джаз над Амуром», «…над Невой», «…над Днепром» …На Первый фестиваль, длинною в 6 концертов, прибыло 36 оркестров и ансамблей из 12 республик. Наиболее яркие выступления были записаны на грампластинку фирмы «Мелодия&quot.;

Затем – 8 лет тишины (внутренние причины + российская перестройка). Зато следующий фестиваль был уже Международным. Приехало 47 (!!!) коллективов, из которых только биг-бэндов было 8, в том числе Кима Назаретова, Олега Лундстрема, Владимира Василевского. Колоссальный джаз-массив, который с трудом уместился в 7 многосоставных концертов и 8 ночных джемов! И тогда было принято решение: проводить фестиваль по формуле &quot3; отделения – 3 коллектива», чему я и была свидетелем. Правда, первое отделение делили между собой хозяева: ну не помещаются все желающие даже в 6 дней!!!

Координация всех действий велась из Ярославского Джазового Центра (директор И.В.Гаврилов). Центр (открылся 29 мая 1999 года) расположен в здании, являющемся архитектурным памятником первой половины XIX века. Это небольшой уютный двухэтажный дом с мезонином, в котором расположились концертный зал на 80-100 человек, репетиционные классы, студия звукозаписи, библиотека, фонотека и весьма обширный материал для будущего музея. Организация жизни Центра лично у меня вызвала жгучую зависть, а коллектив единомышленников – непреодолимое желание «присоединиться&quot.;

Вот такая самая краткая предыстория. А теперь – собственно «ДЖАЗ НАД ВОЛГОЙ 2003» — фактически ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ. Материал чрезвычайно объемный и будет публиковаться частями, так что наберитесь терпения.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Фестиваль открылся под веселые звуки ярославского диксиленда «Первый причал», начинавший свою историю в знаменитой ярославской студии Владимира Сизова, и приветственные слова администрации города (заместитель мэра города В.В.Величко) и области. Из традиционной речи меня поразила фраза, сказанная Ю.А.Ивановым, директором департамента культуры и туризм области: «Мода приходит и уходит, а джаз – остается&quot.; Думаю, при таком руководстве джазу в Ярославле жить и процветать долгие лета.

Эстафету ярославских музыкантов подхватил биг-бэнд им. Валерия Павлушова. Оркестр был создан Валерием Николаевичем в 1965 году. Активный участник всех джаз-событий в Ярославле, он гастролировал и за рубежом. Особенно плотными гастроли были в середине 90-х: тогда биг-бэнд побывал в Германии, Венгрии, США. В 2002 эстафету принял сын Евгений. В репертуаре широко представлены джазовая классика и джаз-рок, но есть и собственные композиции: например, пьеса саксофониста оркестра Валентина Русакова «Ночной Хаслок» (есть такой городок в Германии).

Лично меня оркестр удивил не только количеством солистов (почти в каждой пьесе их было не менее трех, чаще других – тромбонист Альберт Румянцев), но и масштабом медной группы: 6 труб (а по списку даже 7), 5 тромбонов и 6 саксофонов (два альта). Представляете, сколь мощно с такой медью звучит джаз-рок!

Трио Михаила Окуня. Фото Андрея МартыненкоПолнейшим контрастов был камерный 2 сет, отданный московскому трио пианиста Михаила Окуня (в составе Игорь Уланов – бас, Яков Окунь – ударные). На смену плотному звуковому массиву и эдакой «прямолинейности» подачи музыкального материала – прозрачная фактура и прихотливость музыкальной мысли. Музыканты совершенно не позволяли слушателю отдыхать, заставляя его активизировать внимание и постоянно следить за всеми звуковыми метаморфозами.

Каждая композиция интересна по-своему, хотя есть и явная закономерность: практически (за редким исключением!) не дается первоначальное проведение темы. Да и в конце пьесы тема не всегда явно просматривается. С первых звуков слушатель погружается в бесконечное путешествие вслед за непредсказуемостью музыкальной мысли: будь то «Softly» Ромберга или «Осенние листья» Космы. Особенно – в «Листьях&quot.; Здесь яркие и легко узнаваемые интонации темы были так искусно гипертрофированны, что просто диву даешься изобретательности Михаила Окуня. А что они сделали со знаменитой песней Мэри из старого фильма Александрова «Цирк»? Это надо было слышать!!!

Завершил большой фестивальный концерт «Джаз-контакт» флюгельгорниста Олега Степурко. Вторым солистом секстета был саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов, в прошлом игравший в оркестрах Мерсера Эллингтона и Тэда Джонса/Мэла Льюиса. Опять же контраст: напористые скоростные пассажи флюгельгорна и пастельные тона умиротворенно медитирующей флейты.

Вполне вероятно, что по регалиям Герасимов и является хед-лидером этого дня (а может быть – и всего фестиваля?). И все же, как мне показалось, Олег Степурко явно вызвал больше положительных эмоций. Все его аранжировки и собственные композиции (хотя бы самба «Зов паровозных гудков»!) были «вкусно упакованы&quot.; Жаль, что в середине программы Олегу пришлось перейти на трубу (на пьесе «Духовые музыканты» вылетел клапан). Не так часто (если прямо не сказать – редко!) встретишь сегодня хороший флюгельгорн.

После концерта – полуночный джем. Он начался с концертной программы музыкантов, по той или иной причине не «поместившихся» в основную часть. В целом было представлено четыре города в разных вариантах: Киров, Иваново, Ульяновск-Москва. С видимым удовольствием «оттянулись» и «дневные» музыканты (в том числе – Михаил Окунь!), к которым присоединялись то барабанщик из Архангельска Олег Юданов, то ярославский саксофонист Алексей Терентьев. Впрочем, об этих и многих других музыкантах – в свое время.

Ольга Коржова
30/03/2003