Джаз над Волгой 2003 :: День Четвертый

Автор: | 08.05.2003

«ДЖАЗ НАД ВОЛГОЙ» ОТ «А» ДО «Я»

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Ох, и тяжкая это работа – передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать “всё классно”, как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом – стоит так много, что я упорно напрягаюсь, пытаясь никого не пропустить и “вспомнить всех поименно”.

В пятницу первое отделение вновь делили хозяева: “Cutty Sark” гитариста Вячеслава Смирнова (в составе тенор-саксофонист Анатолий Воротынцев, басист Михаил Доброхотов, барабанщик Владимир Смирнов, перкуссионист Александр Никитин) и “Overdrive Blues Band” вокалиста Сергея Кузнецова (в составе клавишник Андрей Мартыненко, гитарист Юрий Тихомиров, басист Андрей Волкович, барабанщик Михаил Фадеичев).

Первый квинтет был организован осенью 1996. Все его участники имеют профессиональное образование. Эти и многие другие качества послужили поводом к тому, что с момента открытия в Ярославле Джазового центра, коллектив стал одним из его базовых. А в 2001 сделали программу, посвященную Дж.Колтрейну.

Музыканты показали 4 композиции, в которых явно просматривались и фанк, и рок (J.Scofiled “Everybody’s Party”, Bob Berg “Silverado”). Сам Вячеслав еще и композитор.

— У меня как-то сейчас пошли пьесы на букву “П”: “Препятствие” (эта пьеса прозвучит в концерте), “Приближение”, “Притяжение”.

На смену джаз-року пришел блюзовый квинтет. Что тут скажешь? Название говорит само за себя: музыкантов интересует только блюз, но в самых разных стилях, включая джаз, рок, электро, фанк. Сами они так определили идею своего проекта: соединить накопленный десятилетиями джазовый опыт и страсть к блюзу.

2 сет был отдан этно-джазу гитариста Тима Дорофеева “Восток-Север” (Архангельск). В составе коллектива – Джаваншир Казымов (тар, вокал), Ольга Ружникова (вокал, клавишные), Владимир Тетерин (бас), Олег Юданов (барабаны), Спартак Резицкий (перкуссия). В репертуаре – весьма необычный сплав джаза, азербайджанского мугама и северной песни. Благодаря этому возникает очень интересная “живая” (даже как бы одушевленная!) контрастная полифония, в которой участвует шесть самостоятельных тем-голосов. И все же нет фактурной плотности, всё необычайно прозрачно и находится в постоянном движении.

Я как завороженная замерла под волшебными звуками, которые оказывали на меня чуть ли не психотерапевтическое воздействие. Здесь важным было всё: и отраженный усилителями звук гитары (Тим ее подносил и особым образом поворачивал перед колонкой), и свистулька-соловей, и звучащая полая трубка, наполненная каким-то сыпучим веществом. Если я правильно помню, то она называется “rain-maker” (делающий дождь). Спартак Резицкий потом мне сказал, что есть целая серия аналогичных звуковых палочек: и ветерок, и морской прибой. Всё действо напоминало удивительную “игру в звуки”, в которой практически ничего не возможно было предугадать. Просто фантастика!!!

Тимофей Дорофеев – гитарист, композитор, руководитель ансамбля – музыкой занимался с детства: сначала барабаны, затем бас-гитара и фортепиано. Потом остановился на гитаре и в 1979 поступил в музыкальное училище (класс эстрадной гитары Александра Борисовича Богданова). Уже в училище создавал интересные экспериментальные коллективы, в которых играли и педагоги.

Настоящий проект был создан осенью 2002. До этого был акустическое “Трио Импровизационной Музыки” (сокращенно “ТИМ”). Из авторских композиций наиболее интересны “Осень” (трехчастная пьеса), “Вальс”, “Деревенская песня”.

А как к вам попал Джаваншир?

— Совершенно случайно. В Архангельске на Дне милиции мы выступали в одном концерте.

Джаваншир родился в Азербайджанском селе Ханагах. Музыку любил с детства. Видя такое пристрастие старший брат взял мальчика в Баку. Первый инструмент – скрипка, потом – пианино. В 1988 закончил музыкальную школу и поступил в Бакинский Университет культуры и искусства (руководитель оркестра народных инструментов). В 1998 переехал в Архангельск и поступил в университет на юридический факультет. Сейчас работаю в милиции, звание – лейтенант.

Как вы решились на такой проект? Вроде к джазу вы раньше никакого отношения не имели?

— Когда они мне предложили попробовать, я очень обрадовался. Поскольку это очень оригинально. И по духу это мне близко. А Тим вообще-то интересовался музыкой Вагифа Мустафазаде и даже сочинил песню в память о нем.

В одной из композиций прозвучали интонации некогда популярной песни, которую исполнял Рашид Бейбутов “Я встретил девушку”. Там буквально цитата из припева: “Ах, эта девушка меня сума свела”.

— Эту песню я сочинил сам, а слова народные. Хотя я сам и музыку сочиняю, и слова. Собственных пьес более 10.

Вы певец или исполнитель на таре?

— Я с детства играю на таре. А петь стал петь недавно. В этой команде я с сентября 2002.

Блюститель правопорядка и музыкант. Задумывались, как это будет вместе уживаться: милиция – это порядок и строгость, а джаз – импровизация и свобода.

— Не могу сказать. Может быть, придется чем-то жертвовать. Но я больше отдаю предпочтение творчеству, хотя и не как работа, а скорее – для души.

Сослуживцы говорят, что у милиционера Джаваншира есть лишь один недостаток: он очень добрый. С этим качеством будет трудно бороться!

Совершенно неожиданно к перкуссии пришел Спартак Резицкий, сын известного “человека джаза” — саксофониста, флейтиста и руководителя ансамбля “Архангельск” Владимира Резицкого.

— Мое музыкальное образование – мой отец. Нет никаких профессиональных знаний музыки. Я ее просто хорошо чувствую. Много куда кидал себя. Поступал и на режиссуру, но до конца не доучился. В 15 лет повернулся к джазу. Я не могу определить самое главное направление в джазе для себя: мне нравится все. Впервые взял инструмент в руки после ухода отца. До этого я лишь поигрывал и на гитаре, и пианино, и на гармошке – на уровне подъездного фольклора. С уходом отца я занялся продолжением его дела, и на втором нашем блюзовом вечере в “Арт Клубе” отца, слушая игру ребят, я сказал, что хорошо бы конго добавить. А они мне: “Вот и берись!” – “Да я не умею!” – “А ты попробуй!” Так все и началось.

А еще Спартак рассказал мне о замечательном клубе, который существует в Архангельске с начала 90-х. Не знаю, может быть, это и не сюда, но… кто знает!!!

— Есть в Архангельске городской культурный центр, в котором отцом был прописан проект по его развитию, включая достройку гостиничного комплекса, расширение концертных и репетиционных залов… Задача его определена в названии: Духовный Информационный Центр. Первой ступенью к нему явился “Арт-Клуб”. Это небольшое помещение, где уже сейчас собрано мощная видеотека по любым направлениям искусства: балет, различные пластические виды искусств, музыка любых направлений, даже архитектура в видео, любые звери, есть уникальные записи Земли из космоса. Плюс любая информация на любых носителях, картины, плакаты…

У “Арт-Клуба” настолько много задач и видов деятельности, что так сразу и не перечислишь. Здесь уживаются профессионалы и непрофессионалы, учась друг у друга. Возможны любые выступления, не зависимо от направления и вида. Это как творческие мастерские. И плюс ко всему – клуб клубов. То есть, один клуб принимает у себя гостей: клуб моряков, клуб врачей… Здесь возможны самые разные контакты, приводящие к взаимообогащению. А есть и занятия с детьми-инвалидами…

Отец вообще в последние годы как-то пытался систематизировать все, что у него было. Если есть понятие “человек джаза” – то это он. Он этим жил: саксофон, орган, клавишные… Для него важен был не инструмент, а новые формы. Потому что и “фри-джаз”, и “авангард” постепенно утратили былую остроту. Это уже стало настолько сладко, что никакая свобода не спасала. Придумывая новые формы, отец называл их самыми простыми словами: импровизационная музыка. Такую музыку они играли с Владимиром Миллером и Кен Хайдером. С этим трио они проездили по всему миру. Потом было “Владимир-трио” (Резицкий – Миллер – Тарасов). Тоже на базе импровизационной музыки. Там главное – сделать звук изо всего, что окружает, включая скэт и горловое пение. Всё, что звучит и может издавать звук, – все используется: главное, чтобы в нужный момент нажать нужную клавишу.

И как тут не вспомнить замечательный труд музыковеда, профессора Е.Назайкинского “Звуковой мир музыки”! В какой-то степени, об этом же мне говорил и барабанщик Олег Юданов. Музыкой он стал заниматься в 15 лет (отец – певец эстрадного оркестра). Сразу же увлекся барабанами, которые освоил самостоятельно. Затем – служба в армии (ансамбль песни и пляски), демобилизация (1968) и встреча с альт-саксофонистом Владимиром Резицким.

— Для меня ориентиры в музыке – не барабанщики, а скорее звуки вокруг, всё, что звучит в жизни. Я делал сольные программы на выставках таких художников, как Борис Копылов, Дмитрий Трубин. 23 года играл в группе “Архангельск” (фри-джаз, авангардная музыка) — со дня основания и до 1993. Выступали на всех отечественных джаз-фестивалях, с конца 80-х много гастролировали за рубежом (Япония, Америка). Записали несколько пластинок в Англии, Швейцарии, Японии, России. В этом коллективе оказался случайно, но вместе с Тимом есть свой проект – свободная музыка.

И заключительный аккорд фестивального дня – биг-бэнд п/у Михаила Радинского (Ростов-на-Дону). Оркестр (подробнее – на сайте http://www.jazzschool.ru), ведущий свою историю с 1978 года, уже бывал в Ярославле: в 1990 он принимал участие в конкурсе молодых джазовых исполнителей и стал лауреатом 1 премии. Кстати, тогда же коллектив привлек внимание зарубежных представителей и получил приглашение приехать в Финляндию для участия в Международном конкурсе молодежных биг-бэндов, где занял призовое II место. За последние три года музыканты выпустили три CD: «Есть только миг», «Старые друзья» и «Ветер перемен» (поет Сергей Апатенко).

В недрах оркестра есть несколько интересных малых составов. Но Михаил Радинский решил показать свое “последнее детище” — квартет «Леди-блюз». Очаровательные ростовские леди в таком темпе исполнили пьесу Ч.Кория “Испания”, что у слушателей буквально дух захватило. Все участницы квартета – ученицы Юлии Фроловой, которая и завершила выступление биг-бэнда.

Вечерний джем открыл оркестр училища культуры В.Воробьева-В.Супруна (Ярославль) и квартет Сергея Бездетко (Рыбинск). И – до утра!

Ольга Коржова
30/03/2003