Джаз над Волгой 2003 :: День Пятый

Автор: | 09.06.2003

«ДЖАЗ НАД ВОЛГОЙ» ОТ «А» ДО «Я»

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Да, нелегкую я поставила задачку: отписать по максимуму все, что было. Да только теперь поздно рассуждать о разумности сделанного шага: уж коли поставила – так уж поставила! Так что вам ничего не остается другого, как читать эти километры текста, рассматривать фотографии и делать свои выводы о том, что было интересно, а что – не очень. А если и вам есть, что сказать, – милости просим! Только рады будем! А пока – продолжаем разговор.

Как уже говорилось ранее, в рамках ярославского джаз-марафона прошел и III Региональный конкурс-фестиваль детских джазовых коллективов и солистов “Музыкальный родник – детям”. Учредители – Департамент образования, Администрация Ярославской области и Управление культуры мэрии г. Ярославля. Координатор и исполнитель фестивальной программы – государственное образовательное учреждение Ярославской области “Центр детей и юношества”.

Конкурс-фестиваль проходил в два дня; 14 марта – конкурсное прослушивание, 15 марта – гала-концерт и награждение победителей. В указанном событии участвовали действительно юные, но не только джазмены. Впрочем, даю весь список, обозначенный в программе:

• Ансамбль духовых инструментов ЦДТЮ (г. Северодонецк, Украина), руководитель Юрий Николаевич Головин;

• Духовой ансамбль “Фантазия” школы искусств (г. Данилов), руководитель Игорь Евгеньевич Тычинин;

• Оркестр “Juvenile Jazz” и Band Республиканской гимназии-интерната (г. Уфа), руководитель Олег Юльевич Зарубин;

• Ансамбль “Вестники джаза” ДИШ №1 (г. Череповец), руководитель Геннадий Александрович Лысцов;

• Ансамбль “School Jazz” и вокалисты ДШИ №3 (г. Ярославль), руководители Юрий Вадимович Некрасов и Ольга Витальевна Половникова;

• Эстрадный ансамбль ДШИ №7 (г. Ярославль), руководитель Александр Игоревич Костенюк;

• Ансамбль ЦВО Красноперекопского района (г. Ярославль), руководитель Александра Могилевская;

• Эстрадно-духовая студия “А + Б” ГОУ ЯО ЦДЮ (г. Ярославль), руководитель Сергей Николаевич Шарыгин;

• Джазовый ансамбль ДК “Авиатор” (г. Рыбинск), руководитель Наталья Реброва.

Решением жюри победитель конкурса саксофонист Михаил Сметанин (ансамбль “Вестники джаза”) был рекомендован для участия в V Всероссийском конкурсе молодых джазовых исполнителей (г. Ростов-на-Дону).

Далее – вновь Государственный концертный зал и вновь три отделения, по одному на каждый коллектив.

“Academic Band” тромбониста Николая Новичкова (Ульяновск). Он создан участниками Ульяновского государственного академического симфонического оркестра в 1984 году. В программе – традиционный джаз, пьесы из репертуара Луи Армстронга и других ансамблей Новоорлеанского стиля.

Сегодняшний состав – это восемь человек: тромбонист Николай Новичков, трубачи Вадим Зусмановский и Владимир Макарьев, клавишник и вокалист Олег Зисман, кларнетист и саксофонист Алексей Кулик.ю басист Евгений Деев, банджист Сергей Шибанов и барабанщик Алексей Шалкин.

Музыканты собрались разные по возрасту. Есть среди них и “старожилы” из самого первого состава (сам Николай и трубач Вадим), а Алексей Кулик еще доучивается в консерватории. А “главный аранжировщик” (в помощниках Николай и Вадим) – клавишник и вокалист “аля Армстронг” Олег Зисер. Недавно в ансамбле появился еще один трубач – Владимир Макарьев, так что к кларнету-скандалисту верхнего регистра добавился еще один виртуоз-свистун.

Музыканты объехали с гастролями практически все Поволжье, выступали в Кривом Роге и Москве. Первая зарубежная поездка – фестиваль диксилендов в Дрездене (1989). Затем – Бренсон (Америка, штат Миссури). Кстати, после фестиваля в Ярославле они вновь едут по привычному маршруту в Бренсон, и это уже в четвертый раз. Так что здесь “Academic Band” в какой-то мере обкатывал свою американскую программу. В программе 14 композиций, в числе которых “On the Sunnyside”, “I Love Jazz”, “Georgia” и, – конечно же! – “Caravan”.

Ярославский квартет гитариста Юрия Тихомирова в составе: Андрей Мартыненко (клавишные), Владимир Кокуёв (бас) и Сергей Шаров (ударные). Кстати, Андрей Мартыненко был звукорежиссером всех джем-сейшн и инициативным фотографом фестиваля. А теперь познакомимся с руководителем ансамбля, чья гитара не раз взрывала зал аплодисментами.

— Всё как у всех. Впервые джаз услышал в 13 лет по “Голосу Америки” и “заболел”. Спустя время узнал, что это был Диззи Гиллеспи. Затем пластинки Цфасмана.

Юрий Тихомиров – гитарист, пианист, аранжировщик, композитор. Родился в Калининграде, но почти сразу семья переехала в Ярославль. В 5 лет дедушка подарил балалайку и показал, как играть русскую народную “Ах, вы, сени”. Потом ДМШ по классу баяна (1964). До службы в армейском ансамбле песни и пляски играл в качестве пианиста в различных бэндах.

Отслужив армию, решил самостоятельно осваивать гитару, но для начала поступил в училище (1972) к саксофонисту, кларнетисту, композитору и пианисту Геннадию Алексеевичу Комарову. Не доучился. Работал в филармоническом ансамбле “Ярославские ребята”, варьете, ресторанах. Спустя 6 лет восстановился в училище и окончил по классу кларнета в 1982.

В 1990, после знакомства и совместной игры с музыкантами биг-бэнда университета города-побратима Касселя, создал свой “Интерквинтет”, куда вошли тенор-саксофонист Вернер Кифер, пианистка Наталья Баюрова, бас-гитарист Хайко Ойлин и барабанщик Сергей Сусанин. Коллектив побывал с гастролями в Германии, США, выступал на фестивале в Берлингтоне (штат Вермонт, 1991). Специально для “Интерквинтета” Юрий написал большую двухчастную композицию “Неро”, сделал аранжировку на тему песни “Ах ты, ноченька”. Позднее написал “Памяти Майлса Девиса”.

Предпочитает мейнстрим, иногда чуть-чуть осовремененный. Но всё в основном русле. А вообще на его 50-летии два часа звучала только авторская музыка.

Официально участвовал в двух записях: вместе с ярославскими музыкантами делал инструментальное сопровождение (+ московские вокалисты) к двойному альбому русскоязычной оперы “Иисус Христос – суперстар” и диск из 14 песен “Битлз” (гитара – Ю.Тихомиров). Сейчас стабильно выступает со своим квартетом, приглашая время от времени различных ярославских музыкантов.

Фестиваль – это всегда новые имена, новые проекты. Вы кого-нибудь себе высмотрели?

— Высмотрел, но не скажу. Это такая замечательная тусовка, где контакты могут возникнуть самые плотные. Так что не буду раскрывать свои мысли.

Музыканты показали собственное видение известных джазовых пьес: “Take Five” (D.Bruveck), “Footspriuce” (W.Shorter), “Lover Man” (R.Ramirez), “Meditations” (A.C.Jobim), “My Secret Love” (S.Fine), “Latin Lover” (J.Basko).

Последний сет был отдан ансамблю Владимира Данилина – Алексея Кузнецова (Москва). Здесь рассказывать о полученном удовольствии не просто бессмысленно, а даже невозможно. И в этом со мной солидарен Юра Тихомиров: “О Данилине с Кузнецовым говорить – слов не хватит”.

Да простят меня контрабасист Евгений Онищенко и барабанщик Игорь Игнатов, но я их практически не заметила. Всё внимание – на уникальный дуэт аккордеона – гитары. Фантастические соло, немыслимые повороты музыкальной мысли, постоянное ожидание “а куда сейчас” даже в хрестоматийном стандарте “Поезд “А”. К концу сета я окончательно сорвала голос, а на балладе Т.Монка “Round Midnight” просто и молча умерла. И была безмерно благодарно “девушке в красном”, чей сумасшедший визг грел мне сердце не только на концерте, но и последовавшем джеме.

Ольга Коржова
03/04/2003