Джаз над Волгой 2003 :: День Шестой

Автор: | 08.05.2003

«ДЖАЗ НАД ВОЛГОЙ» ОТ «А» ДО «Я»

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Вот и пришел он – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ день. Не знаю, как другие, но я, если честно, и не заметила, как пролетела эта неделя. Все было настолько насыщено, разнообразно и интересно, что потерялось ощущение времени.

Последний день поделили трио ярославского саксофониста Алексея Терентьева и две питерские команды: квинтет виртуознейшего трубача Ивана Васильева и темпераментный фанк “Лера Гехнер бэнд” (Гамбург — Санкт-Петербург).

Ярославское Трио саксофониста Алексея Терентьева в составе Иван Комаров (контрабас), Михаил Фадеичев (барабаны).

Несколько слов о лидере. Музыкой Алексей начал заниматься в 4 года (пел в хоре мальчиков). Окончил ДМШ, затем московское училище и университет культуры (1997). Играл в биг-бэнде Вячеслава Тихонова, с музыкантами оркестра радио и телевидения Земли Гессен, басистом Карлом Джексоном из Нью-Йорка, с квартетом Дениса Баптиста из Англии (“Джазовая провинция 2000”). Год тому назад собрал трио, ориентированное на новые стандарты и хард-боп.

Трио – традиционный состав. Казалось бы, что здесь можно сделать? И все же музыканты решили попробовать самые разные формы преподнесения композиции с элементами перфоманса. Одну пьесу начинает только саксофон. Причем, он и на сцене один. После достаточно продолжительного речитатива к нему присоединяется басист, затем барабанщик. В следующей композиции – иное вступление голосов. И вновь на сцене только один музыкант.

Я бы сказала, очень уважительное и корректное преподнесение каждого исполнителя с привлечением к нему максимум внимания и предоставлением максимум возможностей “поговорить”. К тому же – это лишнее подтверждение тому, что каждый в группе – солист. Иван Комаров, к примеру, вообще солировал минут 8, фактически показав сольную композицию. Аналогично – и Михаил Фадеичев. Алексей был хорош во всех регистрах, но мне чрезвычайно понравилось его баритональное звучание: очень насыщенное, лениво-томное, с придыханием.

Следующий сет – питерский квинтет из “Acoustic Band” трубача Ивана Васильева в составе: Юрий Богатырев (тенор-саксофон), Владимир Кольцов-Крутов (контрабас), Алексей Черемизов (клавишник) и на барабанах Алексей Шихов. Вообще “Acoustic Band” — это десять питерских музыкантов, которые в 2002 году решили объединиться, чтобы играть акустическую музыку середины ХХ века: би-боп, хард-боп.

Из буклета я узнала, что тенорист – ученик Геннадия Гольштейна – лауреат конкурса молодых джазовых музыкантов, басист несколько лет прожил в Нью-Йорке (кстати, он сотрудничает и со следующей питерской командой “Лера Гехнер бэнд”). Пианист обладает прекрасным чувством джаза, Алексей Шихов – самый приглашаемый в Питере барабанщик, а руководитель считается самым сильным трубачом северной столицы.

Мне чрезвычайно понравилось выступление – очень мощное и яркое. Конечно же, поразила потрясающие возможности и блестящая техника солиста. Есть у него что-то от исполнительского стиля “Диззи” (Гиллеспи) и “Фэтс” (Наварро). К тому же достаточно ощутимо влияние трубача Клиффорда Брауна: Ивану тоже “есть что сказать”, хотя опыт только накапливается. Вероятно, Клиффорд является для питерского трубача главным ориентиром. По крайней мере, так позволяет думать репертуар, в котором пьесы и самого Клиффа, и его пианиста Ричи Пауэлла.

Завершающий аккорд фестиваля – “Лера Гехнер Бэнд” в составе: Алексей Попов (саксофон), Алексей Никонов (клавишные), Алексей Дегусаров (гитара), Владимир Кольцов-Крутов (контрабас) и Николай Миронов (ударные).

Лера Гехнер родилась в Ленинграде. Здесь же училась в институте театра, музыки и кинематографии. Работала в театре-студии “Кудесник”, в театрах “Рок-опера”, “Синий мост”…С 1991 жила в Германии. В 1998 уехала в Гамбург и добилась известности в местных театрах и джаз-клубах, организовав проект “L.E.R.A.” (рок, блюз, джазовые стандарты, регги). Выступала со многими немецкими музыкантами, а также участвовала в шоу Владимира Чекасина (театр “Mon Martha”).

В 2001 Лера вернулась в Россию. Как пошутил ведущий концерта, “ее утомили горячие немецкие парни, и она решила поработать со спокойными российскими музыкантами”. Лера тут же собрала несколько ансамблей, чтобы исполнять современный джаз. Самым успешным оказалось сотрудничество с аранжировщиком и саксофонистом Алексеем Поповым, благодаря которому возникла фанк-шоу группа и завершившая всю фестивальную программу.

Я этот коллектив видела уже второй раз, так что к ранее сказанному особенно и добавить нечего (см. XIII джаз-фестиваль в Ставрополе). Эффектно и зрелищно.

Лера в течение программы несколько раз меняла имидж, используя чисто театральные приемы. Сначала, соответствуя выбранным композициям, это была кокетливая девчонка-чертенок (два хвостика и черные круглые очки). Потом очки куда-то переместились, и перед нами оказалась серьезная девушка, внимательно и с каким-то удивлением глядящая нам в глаза. А под конец – исчезли и хвостики: перед нами была уже зрелая и крайне эмоциональная женщина. И все это –в контексте репертуара.

Вечером, конечно же, джем. Самый последний, самый-самый, на котором уже все были братья и еще раз братья, а уставших профессионалов спасали профессиональные любители. Играли все! Подтверждение тому – перед вами. Я слышала, как один музыкант говорил другому об игре Фейертага: “Надо же дает: так просто и незамутненно, но как стильно!”

Моя любимая “девушка в красном” оглушительно визжала, Тихомиров переместился к роялю (и весьма-весьма!!!), Ваня Васильев брал запредельные ноты. А всё вместе – оглушительная феерия прощания с джаз-марафоном по имени “Джаз над Волгой 2003”.

Но и это еще не всё! Я честно прошлась по музыкантам в надежде узнать какие-то появившиеся тайны. Какие? Об этом – в следующий раз! Это будет, как принято у русских, “на посошок”!

Ольга Коржова
08/04/2003