Джаз-лексикон :: А

Автор: | 09.05.2003

= А =

Авангардный джаз
Аранжировка
Архаический (ранний) блюз
Архаический (ранний) джаз
Атака звука
Африканская музыка
Африканское ручное фортепиано
Афро-американская музыка
Афро-кубинский джаз

Авангардный джаз (Free jazz, Abstract jazz, New jazz, New thing, New wave):
/К/ — Условное название группы стилей и направлений современного джаза, ориентирующихся на модернизацию музыкального языка, на освоение новых, нетрадиционных выразительных средств и технических приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, сонористики, электронного синтеза звука и т.д.). К авангардному джазу принято относить фри-джаз, “третье течение”, электронный джаз, некоторые экспериментальные формы хард-бопа, кул-джаза, джаз-рока и др.
/Г-М/ — Направление, зародившееся в 60-е годы. Для него характерно стремление сделать джаз программной музыкой, освободить от “оков” гармонии, ритма, метра, традиционной структуры и т.д. Авангардный джаз, с его опорой на новые выразительные средства и технические приемы, полностью подчинен целям исполнительского самовыражения, индивидуального и коллективного. Наиболее известные представители — Орнетт Коулмен, Сесил Тейлор, Дон Черри, Арчи Шепп.

Аранжировка (Arrangement, англ.— располагать, устраивать, приводить в порядок)
/К/ — Музыкальное изложение, рассчитанное на определенный состав исполнителей и зафиксированное в нотной записи. В джазе аранжировка является способом закрепления общего замысла ансамблевой или оркестровой интерпретации и главным носителем стилевых качеств, вследствие чего она приобретает не менее важное значение, чем композиция в академической музыке.
/Г-М/ — Обработка мелодий, тем, популярных мотивов для исполнения их оркестром или малым ансамблем. Отличие аранжировки от инструментовки (оркестрового переложения без каких-либо изменений композиторского сочинения, записанного в клавире) — прежде всего в активном творческом начале. В аранжировке оно проявляется в значительном развитии музыкальной ткани, иногда даже с изменением первоначальной мелодической основы, гармоний и ритма.
/С/ —Переложение музыкального произведения для иного, сравнительно с оригиналом, состава исполнителей. Так как основной тематический материал джаза заимствован из фольклора, мюзиклов, ревю, и обозрений, в джазовых А., в отличие от академической музыки, допускаются различного рода изменения мелодии, гармонии, ритмики, фактуры и т.п. При этом обязательно учитывается специфика и стилевая направленность того или иного коллектива. Часто эти изменения возникают непосредственно в процессе исполнения. В джазовой пьесе, которая состоит в нескольких следующих друг за другом повторений темы, т.е. корусов, А. часто выражается в форме различных мелодических вариантов. Одна из ранних типов А. является устная (head A.), распространенная главным образом в архаическом и новоорлеанском джазе. Поскольку подавляющее большинство музыкантов раннего джаза не было знакомо с нотной грамотой, практиковалось исполнение без записи. При этом исполнители предварительно договаривались между собой о вступлении, очередности корусов, коде и т.д. Такой А. пользовались ансамбли Луиса Армстронга, Джелли Ролла Мортона, Джо Кинга и многие другие. Устная А. до сих пор распространена в традиционном джазе, а также в небольших ансамблях современного импровизационного джаза. (…)
/В/ — (доп). Профессиональные аранжировки появились в джазе в основном в связи с созданием биг-бэндов в период свинга (вторая половина 20-х и 30-е годы), а первым таким аранжировщиком считается негритянский саксофонист Дон Рэдмен, участник оркестра Флетчера Хэндерсона. В настоящее время нашими наиболее известными аранжировщиками современного джаза являются Георгий Гаранян, Виталий Долгов, Алексей Козлов, Анатолий Кролл, Юрий Саульский.

Архаический (ранний) блюз (archaic blues) — наиболее старый, архаический тип блюза, сложившийся, как предполагается, в первой половине XVIII века на Юге США и обнаруживший тесную связь с африканскими истоками, а так же с другими традиционными жанрами народной музыки американских негров (напрмер, уорк-сонг, холлером, балладой и спиричуэлом). — /К/

Архаический (ранний) джаз (archaic jazz) — ранняя стадия развития негритянской инструментальной музыки, исполняемой новоорлеанским духовым оркестром, в среде которых формировался джаз.
Архаический джаз предшествовал новоорлеанскому стилю и охватывает период приблизительно с середины 60-х до конца 90-х г.г. XIX в. — /С/

Атака звука (attack) — одна из важных динамических характеристик звукоизвлечения в джазе, связанная с начальным моментом взятия звука в игре на каком-либо музыкальном инструменте или в пении. Может быть резко акцентированной, агрессивной или смягченной. Качеством атаки звука в значительной мере определяется джазовый саунд. — /К/

Африканская музыка (African music) — термин, употребляющийся по отношению к музыкальной культуре негритянских народностей, населяющих западную, центральную и южную часть Африки, для которых характерно общность музыкального языка, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п. (…) Ритмика отличается сложностью и богатством, применением высокоразвитых форм полиметрии и полиритмии, что особенно ярко проявляется в ансамблевом исполнении. (…) Многие ритмические, мелодические и тембровые особенности А.м. обусловлены характером разговорной речи, в которой отчетливо выделяются звукоподражательные элементы. (…) Здесь часто используется вопросно-ответная форма, то есть перекличка между солистом и хором, двумя хорами, а так же между вокалистами и инструменталистами. — /С/

Африканское “ручное” фортепиано (African hand piano) — широкое распространение получил в Африке (на западном побережье и в южной части континента) щипково-язычковый музыкальный инструмент, родственный ксилофону, с длиной резонансного корпуса от 10 см до метра и с одним или несколькими рядами расположенных на нем язычков разной величины из дерева или металла, соответствующих звукам различной высоты. Имеет множество местных названий – санза, мбира, мбила, калимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др. Во времена европейской колонизации Америки санза была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор. — /К/

Афро-американская музыка (afro-american music) — народная музыка американских негров, возникшая в результате смешения элементов африканской и европейской музыкальной культуры. Формировалась на протяжении XVI — XIX в.в., в ней преобладают типичные африканские черты. В А.м. существуют следующие жанровые подразделения: вокальная музыка (трудовые песни, баллады, спиричуэлс, блюзы), инструментальная музыка и джаз. Термин ввел в 1914 г. музыкальный критик Г. Кребил, и ныне он применяется по отношению к негритянскому фольклору США. — /С/

Афро-кубинский джаз (afro-cuban jazz) – направление современного джаза, развившиеся в период расцвета бибопа во второй половине 40-х г.г. Характерно использование элементов африканской и кубинской музыки, в частности ритмов латиноамериканских танцев — мамбо и румбы, что способствовало расширению ритмической группы за счет введения в нее кубинских народных ударных инструментов (бонги, клавес, маракасы, тим-балес). Это направление типично для некоторых ансамблей, играющих в стиле бибоп. — /С/.