Джаз-лексикон :: Б

Автор: | 09.05.2003

= Б =

База
Баллада
Банджо
Барбершоп
Баррел-хаус-стиль
Баунс
Бегин
Бибоп
Биг-бэнд
Бит
Блок-аккорды
Блуждающий бас
Блюз
Блюзовая форма
Блюзовые тоны
Блюзовый звукоряд
Бонги
Боп
Бопер
Босса-нова
Брасс-бэнд
Брейк
Брейкдаун (Брекдаун)
Бридж
Буги-вуги
Бэкграунд

База (Base — англ. нижняя часть, основание, опора)— ансамбль или часть ансамбля, выполняющие функцию сопровождения солистов. — /К/

Баллада (Ballad, от лат. ballo танцую)
/К/ — встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады — сочетание эпической повествовательности и лиризма, строфическая форма, медленный или умеренный темп, сквозное развертывание сюжета и музыкального материала. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом и сохранивший связь с африканскими традициями. В джазе получил распространение лирический балладный стиль инструментальной игры и пения.
/ Г-М / — Форма, широко распространенная в джазе. Баллада, как правило, основана на мелодиях лирического характера, нередко с элементами драматизма; исполняется в медленном темпе и в четырехдольном размере (преобладающая структура ААВА).
/В/ — Сентиментальная песня с любовным или драматическим сюжетом 32-тактовой куплетной формы, исполняющаяся в умеренном или медленном темпе. Распространена в популярной музыке, а также часто используется джазовыми музыкантами в качестве очередной темы для импровизаций.
/С/ — Эпическая песня с драматическим сюжетом; распространена во многих народных культурах. Первоначально у романских народов (в средние века) одноголосная танцевальная песня. В эпоху Возрождения Б. приобрела лирический характер. Параллельно происходила эволюция Б. — главным образом в Англии, где она, постепенно утрачивая связь с танцем, превратилась в эпическую песню, исполнявшуюся поочередно соло и хором. В США английский, в частности шотландские, Б., подвергшиеся незначительному влиянию негритянского фольклора, получили широкое распространение у негров в виде сольной песни. Б. часто исполнялись в менестрельных представлениях бродячих актеров. Они сыграли значительную роль в зарождении и формировании джаза. Б. в виде сентиментальной песни 32-тактовой куплетной формы, исполняющейся в умеренном или медленном темпе, распространены в популярной музыке, откуда они часто заимствуются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций. Среди наиболее известных интерпретаторов Б. в джазе — пианист Билл Эванс, трубач Майлс Дэвис, саксофонисты Коулмен Хокинс и Джон Колтрейн (США).

Банджо (banjo, bonjo) — струнный щипковый музыкальный инструмент африканского происхождения, родственный мандолине и гитаре.
/К/ — Чрезвычайно широко распространен в практике народного музицирования американских негров и как сольный, и как аккомпанирующий инструмент. Самобытные жанры негритянской народной музыки для банджо способствовали возникновению регтайма и ранних форм джаза.
/С/ — Инструмент был вывезен в XVI веке из Западной Африки в южные штаты США, где получил распространение как народный инструмент негров. В XIX веке широко применялся для инструментального сопровождения представлений театра менестрелей. С появлением джазовых ансамблей Б. вошел в их ритмическую группу, однако в 30-е г.г. из-за ограниченных технических возможностей был вытеснен гитарой. В настоящее время используется относительно редко и только в ансамблях традиционного джаза. Распространен в народном музыкальном быту белых американцев (у негров заменен гитарой). Среди наиболее известных исполнителей на Б. в джазе — Борис Ершов (СССР), Денни Баркер, Ли Блеир, Джрнни Сен Сир, Бад Скотт, Элмер Сноуден (США).

Барбершоп-гармония (“парикмахерская гармония”) (Barbershop harmony, англ, barbershop парикмахерская)
/К/— Тип гармонического сопровождения мелодии, основанный на параллельном хроматическом движении голосов при соединении аккордов (главным образом септаккордов). Данная техника голосоведения соответствует аппликатуре банджо, в практике игры на котором, по-видимому, и сформировался этот своеобразный гармонический стиль. Предполагается также, что его происхождение связано с существованием в старой Америке традиции полуфольклорного самодеятельного музицирования небольших ансамблей, игравших в парикмахерских, которые в те времена являлись излюбленными местами отдыха и развлечения горожан (при таких парикмахерских обычно имелся бар, а также помещение для пения и танцев). Барбершоп-ансамбли оказали влияние на развитие американского менестрельного театра (см. минстрел-шоу) и регтайма.

Баррел-хаус-стиль (Barrel house style, Barrel house piano — англ, barrel house трактир, пивная)
/К/ — Возникший во второй половине прошлого столетия и получивший распространение к началу XXв. архаический стиль негритянского фортепианного джаза. Музыка в стиле баррел-хаус исполнялась на фортепиано в остро синкопированной, ударной манере, без педали, с четким разделением функций правой и левой рук пианиста (в партии правой руки — свободная синкопированная мелодия, в партии левой руки — аккомпанемент типа “бас — аккорд” со строго выдержанной метрической пульсацией). Баррел-хаус-стиль практиковался и в небольших ансамблях, в состав которых кроме фортепиано могли входить банджо, гитара, мандолина, губная гармоника, бас и ударные, а также примитивные фольклорные инструменты (казу, джаг, “поющая пила”, уошбоэрд, гребешок с папиросной бумагой и т. п.).
/C/ — Исполнительская манера, характерная для негритянских пианистов, игравших в ресторанах, которые назывались “барел-хауз”, или “хонки-ирнки”, и были распространены на Юге, а затем и на Севере США в конце XIX начале — ХХ в.в. В этих ресторанах, которые посещались бедняками-неграми и низшими слоями белого населения, исполнялись обычно блюзы и регтаймы. Манера игры Б.х. развивалась из архаического блюза и основывается на синкопированном ведении мелодии, которой противопоставляется острый равномерный ритм в аккомпанементе (бас — на 1-й и 3-й долях такта и соответствующий ему аккорд — на 2-й и 4-й). В правой руке вместо выдержанных нот применяется тремоло. Для Б.х. типичны также специфические дребезжащие звучания, возникающие в результате того, что на струны рояля кладут бумагу. Позже такая манера игры трансформировалась в буги-вуги.

Баунс (Bounce, англ. — прыжок, скачок)
/К/ — 1. Разновидность свинга, упругое ритмическое движение в умеренном темпе с акцентами на основных долях такта. Противоположность джампу с его упрощенным, мало освингованным битом и очень быстрым темпом. 2. Модный североамериканский танец в умеренном темпе на 4/4, имеющий сходство с медленным фокстротом.
/С/ — Термин, указывающий характер исполнения: играть упруго и расслабленном умеренном темпе, равномерно акцентируя в аккомпанементе все доли такта, как в шафл. Б. присущ многим пьесам, которые исполнялись биг-бэндами в период свинга, в том числе оркестрами Каунта Бейси, Бенни Гудмана, Джимми Лансдорфа, Гленна Миллера и до. Впервые этот термин употребил в 30-е годы Дж. Лансдорф.

Бегин (Beguine)
/К/ — Танец латиноамериканского происхождения (предположительно с острова Мартиника), в четырехдольном размере, в умеренном темпе. Обладает некоторыми чертами сходства с танго и румбой. Получил международное распространение в 30-е гг. XX в. Мелодия “Begin the Beguine” из мюзикла К. Портера “Jubilee” (1935) является одной из популярных джазовых тем.
/С/ —Латиноамериканский народный танец, возникший на острове Мартиника. Музыкальный размер — 4/4. С 30-х годов стал известен и в Европе благодаря мюзиклу Коула Портера “Jubilee” (1935), один из номеров которого “Begin the Beguine” приобрел большую популярность и был записан на грампластинку в 1938 г. оркестром Арти Шоу.

Бибоп — см. Боп. — /К/
/С/ — Джазовый стиль, развившийся в начале 40-х г.г. и открывающий период современного джаза. Возникновение Б. было закономерным явлением, так как устоявшиеся к тому времени штампы свинга сводили на нет творческое начало и не могли удовлетворить растущего стремления многих музыкантов к самовыражению и свободе импровизации. Основы будущего стиля зарождались в конце 30-х г.г. в среде молодых негритянских музыкантов, воспитанных на традициях свинга и обладавших достаточно высоким исполнительским уровнем. Творческой лабораторией Б. стал гарлемский клуб “Mibnon”s Playhouse” в Нью-Йорке, где музыканты-энтузиасты собирались после работы на джем-сешн и экспериментировали, усложняя в разработке тем и импровизаций гармонический язык и ритмику. Пионеры Б. — саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианист Телониус Монк, контрабасисты Джимми Блентон, Оскар Петтифорд, гитарист Чарли Кристиан, ударники Кенни Клаок и Макс Роуч. Б. коренным образом отличается от предшествующих стилей. Обязательная его черта — унисонное проведение в начале и конце пьесы. В качестве тем для импровизаций использовались популярные песни 20-30-х г.г., точнее, их гармонические схемы, на которые наслаивались новые мелодии. Позже начали создаваться композиции со сложно, изобилующей фигурациями и скачками , мелодической линией, необычайной по ритмическому членению и акцентировкой; (…) повысилась роль инструментов ритмической группы, — наряду с духовыми они стали полноправными солистами ансамбля.
/В/ — (доп). Был основан на гармонической импровизации, то есть для музицирования использовались аккордовые последовательности популярных песен 20-30-х г.г. (или современные темы), на которые наслаивались новые мелодии.

Биг-бэнд /Big band (большой оркестр)
/К/ — Характерная разновидность джазового оркестра, отличающаяся определенным составом инструментов (при ведущей роли духовых), специфическим разделением инструментальных групп (секций), своеобразной техникой ансамблевой игры (сочетание аранжированных разделов с импровизациями солистов, применение особых типов оркестрового сопровождения — бэкграунда, а также особых типов метроритмической пульсации, смешения тембров и др.). Численность музыкантов в биг-бэнде —10—20 человек. Типичный состав: 4 трубы, 4 тромбона, 5 саксофонов и ритм-группа (фортепиано, гитара, бас, ударные); возможны некоторые другие его варианты. Предполагается наличие секции саксофонов (ридс), секции медных духовых (брасс) и ритм-секции; к ним может добавляться секция деревянных духовых (вудс), а также струнная группа. Развитие биг-бэнда началось в 20-е гг., а в начале 30-х гг. на его основе сложился свинг — один из основополагающих стилей оркестрового джаза.
/Г-М/ — Тип джазового инструментального ансамбля, количество музыкантов в котором обычно от десяти до семнадцати. Сложился в конце 20-х годов. Биг-бэнд состоит из трех оркестровых групп: саксофоны-кларнеты (Reels), медные духовые инструменты (Brass, в дальнейшем выделились группы труб и тромбонов), ритм-секция (Rhythm section — фортепиано, контрабас, гитара, ударные). В 30-е годы биг-бэнды культивировали главным образом стиль свинг. Позднее, вплоть до настоящего времени, биг-бэнды исполняли и исполняют музыку самых разных стилей.
/С/ — Большой оркестр, в котором играют, как правило, 10-17 музыкантов. (…) Существуют различные типы Б.б., в которых количество инструментов может меняться в большую или меньшую сторону. В современном джазе в Б.б. иногда дополнительно вводятся виолончель, гобой, флейта, бас-кларнет, валторна, туба, вибрафон, орган или струнные инструменты. В Б.б. играют по заранее написанным аранжировкам. Б.б. стали появляться в 20—е г.г. — в период перехода от традиционного джаза к свингу. В числе первых — коллективы Флетчера Хэндерсона (1923) и Дюка Эллингтона (1828).
/В/ — (доп). Позднее (в 30-40-е гг.) таких составов повсюду были сотни, в меньшем количестве они (во главе с новыми лидерами) существуют до сих пор, в том числе и в нашей стране (Олег Лундстрем, Анатолий Кролл, а также биг-бэнды ряда музыкальных училищ и консерваторий нескольких городов).

Бит / Beat (англ. — удар)
/К/ — В широком смысле — метроритмическая пульсация в музыке. В джазе тип бита (граунд-бит, офф-бит, он-бит, ту-бит, фоур-бит и др.) определяется трактовкой метрической структуры такта, соотношением долевых и ритмических акцентов, степенью их совпадения или несовпадения. Как правило, регулярному, строго организованному биту противопоставляется более свободная и гибкая ритмика. Постоянно возникающие микросмещения ритмических акцентов относительно долей такта усиливают впечатление импульсивности, внутренней конфликтности и напряженности музыкального движения.
/Г-М/ — В джазе употребляется в двух значениях: 1. ударная доля ритмической “сетки”, доля такта (например, восьмая или четверть); 2. музыкально-стилистический признак, особенно в раннем периоде поп-музыки, рождавшейся на основе рок-н-ролла. Иногда употребляется термин “биг-бит” (Big beat).
/С/ — 1. Ритмический центр тяжести такта. Способ акцентирования инструментами ритмической группы, выражающийся в равномерном одинаково подчеркнутых ударов и создающий ритмический пульс джаза. 2. Ритмическая интенсивность. Термин определяет способность музыканта или целого коллектива исполнять с легкостью и обостренным чувством ритма.
/В/ — Ритмический центр тяжести такта, способ интенсивного акцентирования, выражающийся в равномерном чередовании одинаково подчеркнутых ударов и создающий ритмический пульс джаза.

Блок-аккорды / Block chords
/К/ — Джазовая техника фортепианной игры, основанная на параллельном моноритмическом аккордовом движении в партиях обеих рук пианиста. Другое известное ее название —“техника связанных рук”. Впервые разработана в начале 40-х гг. Впоследствии данный тип аккордовой фактуры нашел применение в исполнительской практике малых ансамблей (комбо) и биг-бэндов
/С/ — Аккорды в тесном расположении, которые исполняются на фортепиано не одной рукой, как обычно, а двумя. При таком способе игры левой руке отводится не столько ритмическая или гармоническая функция, сколько мелодическая (ведущий голос удваивается в басу в октаву, реже в дециму). Движение аккордов чаще всего параллельное, что приводит к частому появлению секунд в основе аккорда. Б.а. были впервые применены пианистом оркестра Лайонела Хэмптона — Милтом Бакнером в начале 40-х гг. (обычный способ игры вызывал у него затруднения из-за недостойного растяжения связок) и получили распространение в современном джазе, в частности в творчестве таких пианистов, как Джимми Джонс, Джордж Ширинг, Бад Пауэр, Ленни Тристано, Ред Гарленд, Уинтон Келли, Оскар Питерсон и многие другие. Б.-а. встречаются так же в оркестровках для биг-бэндов, чаще всего в группе саксофонов, где баритон дублирует альт или кларнет октавой ниже. В оркестре их впервые применил Гленн Миллер.

Блуждающий бас (walking bass)
/С/ — Непрерывное, ритмически равномерное ведение линии баса, преимущественно по секундовым интервалам, с использованием аккордовых и проходящих звуков. Б.с. впервые применил контрабасист оркестра Каунта Бэйси Уолтер Пэйдж в 30-е гг. Этот способ игры широко распространен в современном джазе и, кроме контрабаса, характерен для бас-гитары, фортепиано и органа.

Блюз / Blues (предпол. от амер. идиомы to feel blue — быть печальным или от англ, blue devils — меланхолия, хандра; blue означает также голубой)
/К/ — Традиционный жанр афро-американской музыки, являющийся одним из высших достижений негритянской музыкальной культуры. Тесно связан с африканскими истоками, представлен множеством жанровых разновидностей в народной музыке негров Южной, Центральной и Северной Америки. По мнению исследователей, блюз развился из целого ряда негритянских фольклорных вокальных жанров, среди которых важнейшими являются уорк-сонг, холлер, негритянская баллада и спиричуэл. Яркий и неповторимый облик блюза проявляется в характерных особенностях его интонационного строя, лада, мелодики, гармонии, формы. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях; к ней обращались в своем творчестве ведущие академические композиторы XX в. (в том числе Равель, Мийо, Гершвин, Копленд, Онеггер, Мартину и др.); под ее влиянием возникли многие формы и жанры современной популярной и танцевальной музыки.
/Г.М/ — уникальный, присущий только афро-американской музыке песенно-инструментальный жанр, корни которого — в негритянском фольклоре. Применительно к джазу, блюз — двенадцатитактовое мелодическое построение (структура ААВ), которому соответствует установившаяся, иногда с некоторыми изменениями, гармоническая схема (см. квадрат).
/С/ —Первоначально сольная народная песня с характерным лирическим настроением, которая была распространена в среде североамериканских негров, живших вдоль реки Миссисипи. (…) Поэзия Б. по-народному проста, красочна и полна юмора. Тематика довольно разнообразна. В них повествуется о различных событиях, повседневной жизни негра, однако, в отличие от спиричуэлс, высказывается отношение к тем или иным вещам или явлениям. (…) К числу наиболее известных интерпретаторов классического Б. относятся Сонни Бой Уильямсон, Гертруда Ма Рейни и “императрица блюза” Юесси Смит.Дальнейшее развитие блюза привело к еще одной модификации – ритм-энд-блюз, отличающейся экспрессивной манерой исполнения. (…)Влияние блюза чувствуется во всех стилевых направлениях в творчестве музыкантов традиционного джаза и периода свинга, в джазе 40-х г.г. и последующих десятилетий. Жанровые особенности Б. использованы также многими композиторами ХХ века, в том числе Джорджем Гершвином, Эристом Кшенеком, Дариусом Мийо и Морисом Равелем.

Блюзовая форма / Blues form
/К/ — Характерный тип строения блюзовой строфы. Чаще всего под блюзовой формой подразумевается классическая двенадцатитактовая вопросо-ответная структура ААВ с повторенным “вопросом” А и однократным “ответом” В, основанная на принципе “перемены в третий раз”. Данной структуре соответствует определенная функционально-гармоническая модель (квадрат) с типичной для блюза каденцией D-S-T, не имеющей аналогов в европейской музыке. Устойчивость многократно повторяемого “блюзового квадрата” служит организующим фактором мелодической импровизации. Специфика блюзовой формы может проявляться и в рамках тематических структур иного масштаба: 8, 10, 16, 20, 24, 32 такта.

Блюзовые тоны / Blue notes
/К/ — Зоны лабильного (неустойчивого) интонирования отдельных ступеней лада, не совпадающие с принятым в европейской практике делением октавы на тоны и полутоны. Типичны как для джаза, так и для всей негритянской музыки в целом. В семиступенном звукоряде (гептатонике) чаще всего располагаются на III и VII ступенях (“блюзовая терция” и “блюзовая септима”), условно нотируемых как пониженные III и VII ступени мажора. Неадекватность восприятия “блюзовых тонов” европейцами привела к появлению ошибочного представления о негритянском блюзе как о музыке печальной, грустной (с точки зрения европейских норм понижение III и VII ступеней мажорного лада создает своего рода “оминоренный” мажор).
/Г.М/ — Свойственные народной негритянской музыке и джазу пониженные III и VII ступени в натуральном мажорном звукоряде (например, в до мажоре — ми-бемоль и си-бемоль). Блюзовые тоны в джазе создают эффект скользящего, “колеблющегося” звучания, со слегка завышенной интонацией при исполнении (“блюзовый оттенок”).
/С/ — (доп). Это не столько стабильное понижение звука, сколько колебание между натуральной и повышенной ступенями, в связи с чем невозможно точное интонирование или какая-нибудь фиксация. (…) Они встречаются у джазовых вокалистов, использующих манеру пения шаут и скэт, а так же у исполнителей на духовых и струнных инструментах и иногда могут быть украшены вибрато, хроматическими форшлагами или короткими глиссандо вверх.

Блюзовый звукоряд / Blue scale
/К/ — Условное понятие, в котором отразилось европейское представление о звукорядной основе негритянской музыки (в первую очередь, блюза), ограниченное рамками равномерно-темперированного строя и связанной с ним системы нотации. В соответствии с этим представлением “блюзовый звукоряд” рассматривается как семиступенный натуральный мажор с дополнительными “блюзовыми тонами”— пониженными III и VII ступенями. В действительности эти “ступени” входят в состав особых зон интонирования, имеющих иной звуковысотный объем, чем аналогичные ступени европейской гаммы.

Бонги / Bongos
/К/ — Латиноамериканская разновидность малых барабанов (предположительно индейского происхождения). Обычно используется блок из двух бонгов разной величины, соединенных друг с другом деревянной колодкой. В эстрадно-танцевальной музыке бонги получили широкое распространение после второй мировой войны. В джазе применяются эпизодически.
/С/ — (доп). Звук Б. — сухой и короткий. На Б. играют пальцами, палочками от малого барабана или литавр (в этом случае возникает сходство со звучанием том-томов), а также кистями рук.

Боп / Вор
/К/ — Джазовый стиль, сложившийся к началу 40-х гг. Известен также под названиями “бибоп”, “бибап”, “рибап”, “минтонс-стиль”. Почти все эти названия (кроме последнего) имеют звукоподражательное происхождение и связаны с практикой скэт-вокала. Термин “минтонс-стиль” происходит от названия гарлемского клуба “Minton’s Playhouse”, где выступали первые музыканты бопа, его основоположники. Боп пришел на смену свингу, возникнув как новое, экспериментальное направление негритянского джаза малых ансамблей (комбо). Важнейшие тенденции, характеризующие боп,— модернизация старого хот-джаза, культ свободной сольной импровизации, новаторство в области мелодики, ритмики, гармонии, формы и других выразительных средств. Боп считается первым значительным стилем современного джаза.
/Г-М/ — Боп, бибоп — звукоподражательное слово. Стиль джаза 40—50-х годов, пришедший на смену свингу. Боп исполняли преимущественно малые джазовые ансамбли (комбо). Его родоначальники — Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Характерные черты бопа: ритм без акцента на сильных долях, усложненная мелодика, содержащая фразы с так называемым скрытым контрапунктом, хроматизиро-ванная по сравнению с предыдущими джазовыми стилями гармония, включающая сложно альтерированные аккорды.
/С/ — Сокращенное название стиля бибоп.

Бопер / Ворег /К/ — Музыкант, играющий в стиле боп.

Босса-нова / bossa nova
/В/— стиль современного джаза, развившийся в начале 60-х гг., для которого характерно использование элементов бразильской народной музыки в ритме самбы. Исполняется в манере, типичной для джазового стиля “кул”, преимущественно небольшими ансамблями. В США первой записью стала “Джаз-самба” саксофониста Стэна Гетца и гитариста Чарли Берда.
/С/ — Истоки Б.н. восходят к первой половине 50-х г.г., когда квартет музыкантов в составе: Бад Шенк — альт-саксофон, бразилец Лориндо Алмейда — гитара, Гарри Бебисон — контрабас, Рой Харт — ударные инструменты, — экспериментируя, разрабатывали свои импровизации на основе ритма румбы. (…) Среди представителей этого стиля — гитаристы Чарли Берд, певица Аструд Жильберто, оркестр Квинси Джонса.

Брасс-бэнд / Brass band (англ, brass — медь, латунь; band — оркестр)
/К/ — Одно из названий негритянского духового оркестра, относящееся к периоду архаического джаза. Изредка встречается в классическом джазе и в наименованиях современных ансамблей диксиленд-джаза. См. также Марширующий оркестр.

Брейк / Break (англ, прорыв, перерыв, перемена)
/К/ — Короткая сольная импровизационная вставка, прерывающая звучание ансамбля. Может выполнять роль каденционного “ответа” (см. вопросо-ответный принцип), завершающего какой-либо раздел джазовой пьесы, или вступления к аккомпанированному импровизационному хорусу солиста.
/Г-М/ — Сольная, наподобие крошечной каденции, импровизационная вставка в джазовой пьесе, длительностью в один, два, реже — четыре такта.
/С/ — Пауза в игре ансамбля или оркестра, во время которой инструменталист либо вокалист исполняет сольную импровизационную (иногда записанную) мелодическую или ритмическую выразительную вставку, не связанную с метрической структурой пьесы. Б. имеет характер короткой сольной каденции продолжительностью, как правило, от 2-х до 4-х тактов (иногда 8 или 16) и может исполняться не одним музыкантом, а несколькими. Применяется обычно в конце фразы и очень эффектен перед началом импровизированного коруса благодаря акцентированию ритмической группой или оркестром первой доли начального такта и последней доли завершающего такта Б., после чего возобновляется аккомпанемент. Поэтому брейк иногда называют еще “стоп-тайм”. Он является важнейшим средством выразительности в джазе. Он органично связан с формой произведения и никогда не повторяется. Впервые употреблялся в блюзе, затем в новоорлеанском джазе и раннем свинге. Широкое распространение получил в современном джазе.

Брейкдаун (брекдаун) / Breakdown (англ, break-down развал, неразбериха, ералаш)
/К/ — Быстрый темпераментный негритянский народный танец. В середине XIX в. получил широкую известность благодаря менестрельному театру (см. минетрел-шоу). Использовался здесь в завершающих представление массовых танцевальных сценах, построенных на свободной коллективной импровизации всех участников. Этим термином обозначался также родственный буги-вуги фортепианный стиль, популярный в Чикаго в первые два десятилетия нашего века.

Бридж / Bridge (англ, мост, переход)
/К/ — Промежуточный раздел в структуре джазовой темы, предшествующий заключительному репризному разделу (например, третий восьми-такт В в стандартной тридцатидвухтактовой строфе ААВА). Содержит элементы тематического развития или контраста, которые служат дополнительными стимулами для импровизации. Другие названия бриджа — рилис (англ, release — освобождение) и ченнел (англ, channel — путь, источник).
/С/— Средняя контрастная часть (В) темы или песни, написанной в 32-тактовой форме (ААВА).

Буги-вуги / Boogie woogie (звукоподраж.)
/К/ — Фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее ранних разновидностей негритянского инструментального блюза (наряду с архаическим гитарным блюзом, баррел-хаус-блюзом и др.). Предположительно является результатом перенесения в практику фортепианного музицирования североамериканских негров техники игры на банджо и гитаре, использовавшейся при сопровождении блюзового пения. Стиль буги-вуги возник в США во второй половине XIX в. Широкое распространение получил в первые десятилетия нашего столетия благодаря т. н. хаус-рент-парти. Классические его образцы относятся к 20-м гг. В период свинга буги-вуги вошел в репертуар биг-бэндов. Характерные черты фортепианного буги-вуги — опора на блюзовую традицию, преобладание метроритмики и фразировки типа офф-бит, насыщенность брейками и риффами, импровизационность, техническая виртуозность, специфический тип аккомпанемента (walking bass—“блуждающий бас”) и ритмики в партии левой руки пианиста (шаффл-рктм). Некоторые особенности джазового буги-вуги (двенадцатитактовый блюзовый квадрат, моторная ритмика, быстрый темп, остинатная повторность басовых фигурации) стали атрибутами созданного в 30-е гг. коммерческой индустрией развлечений модного эксцентричного танца с тем же названием, популярного в Европе с 1945 г.
/Г-М/ — Звукоподражательное слово. Стиль фортепианной игры, связанный в первую очередь с интерпретацией блюза. Сложился в конце XIX века. Жесткая ритмическая основа буги-вуги возникает из фраз ostinato в левой руке и импровизированных пассажей в правой.
/С/ — Первоначально примитивная негритянская манера импровизационной интерпретации блюза на фортепиано. Название “Б.в.” впервые встречается в пьесе “Pinetop’s Boogie Woogie”, записанной на грампластинку пианистом Кларенсом Пайнтопом Смитом в 1928 г. в Чикаго. Происхождение Б.в. так же неопределенно, как и происхождение самого названия. Вероятнее всего, она родилась как имитация гитарного аккомпанемента блюза и в таком виде использовалась пианистами барел-хауз, превратившись со временем в сольную инструментальную форму. (…)
/В/ — (доп). Это сольная инструментальная форма, хотя позднее, в 30-40-х гг., буги-вуги начали также исполнять и биг-бэнды, в соответственной аранжировке, обычно в быстром или умеренном темпе.

Бэкграунд / Background (англ, фон, задний план)
/К/ — Термин, обозначающий сопровождение ведущего мелодического голоса или партии солиста. Различаются следующие типы бэкграунда:
1) аккордовый (фоном служит последовательность аккордов, соответствующая гармоническому квадрату темы);
2) мелодический (ведущему голосу противопоставляются контрапунктирующие мелодические голоса сопровождения);
3) риффовый (основанный на технике риффов — остинатно повторяемых мелодических моделей);
4) басовый (роль сопровождения выполняет линия баса, являющаяся функционально-гармонической опорой мелодии);
5) ритмический (в виде четко организованной ритмической пульсации с акцентами на основных долях такта);
6) смешанные (сочетающие признаки вышеназванных типов).
/Г-М/ — Буквально: задний план. Аккомпанемент, сопровождение ведущей мелодической линии, исполняемой солистом.
/С/ — Вид аккомпанемента в биг- бэнде или в комбо, который исполняется инструментами мелодической или ритмической группы и создает мелодический, гармонический или ритмический фон для инструментального или вокального соло. Служит для контрастного выделения или подчеркивания различных сольных эпизодов, создает динамику исполняемого произведения. Б. должен быть выдержан в стиле импровизации солиста. Он может быть вокальным или инструментальным. Инструментальный Б. имеет несколько видов: импровизационный, риффовый, аккордовый, ритмический, мелодический и комбинированный. Мелодический и риффовый Б. широко используется в негритянском джазе, так как пришли в него через афро-американскую музыку, претерпев в дальнейшем изменения.