Джаз-лексикон :: Ч

Автор: | 09.05.2003

= Ч =

Ча-Ча-Ча
Чейз
Чикагский джаз
Чикагский стиль

Ча-ча-ча / Cha-cha-cha— Кубинский танец умеренно быстрого темпа. Музыкальный размер — 4/4. Появился в 50-е г.г. Автор музыки танца — кубинский композитор Энрике Джоррин. Танец приобрел широкую популярность в Америке и Европе. — /С/

Чейз / Chase— Перекличка между двумя или несколькими солистами, выражающаяся в непрерывном чередовании сольных импровизаций (чаще по 4 такта), следующих одна за другой. — /В/

Чикагский джаз / Chicago jazz — Стиль традиционного джаза, развившийся в начале 20-х г.г. в Чикаго и впоследствии распространившийся на Севере США. Возникновению Ч.д. способствовало массовое переселение в этот город в конце 10-х г.г. негритянских музыкантов из Нового Орлеана, благодаря чему чикагские белые музыканты познакомились с новоорлеанским джазом и со временем подвергли его определенной трансформации. В Ч.д. коллективная импровизация, характерная для новоорлеанского стиля, уступила место гомофонному принципу и сольной импровизации. Смелее вводилась аранжировка, более длинными стали сольные партии, что значительно повлияло на дальнейшее развитие джазовой импровизации. Произошли также изменения в ритмике: вместо 1-й и 3-й долей такта, стали акцентировать 2-ю и 4-ю. Более интенсивно происходит замена инструментов. Корнетисты все чаще стали играть на трубе, вместо тубы ввели технически более подвижные инструмент — контрабас, а вместо банджо — гитару. Со временем в оркестрах появились фортепиано и саксофоны. Значительно обогатился репертуар музыкантов за счет номеров из ревю, оперетт и мюзиклов. Большую роль в формировании и развитии (…) Техника игры чикагских джазовых ансамблей сказалась на развитии оркестров второй половины 20-х г.г., которые явились предшественниками свинга. То же самое, что и чикагский стиль. — /С/

Чикагский стиль / Chicago style — Занимает промежуточное, переходное положение между классическим новоорлеанским джазом и свингом. Сложился в 20-е гг. в Чикаго главным образом в практике музицирования белых музыкантов на основе традиций новоорлеанского стиля и диксиленда. Основные особенности: европеизированная манера исполнения, замена коллективной импровизации серией соло в обрамлении аранжированными эпизодами, индивидуализация ведущего мелодического голоса, частичный отказ от традиционной для негритянского джаза респонсорной (вопросо-ответной) техники, преобладание фигурационного варьирования мелодии над сквозной импровизацией, опора на остинатно повторяемую гармоническую модель (квадрат), акцентирование второй и четвертой доли четырехдольного метра, расширение состава ансамблей. Чикагский стиль способствовал возникновению и развитию биг-бэнда, создал предпосылки для формирования свингового стиля и современного джаза. Не следует смешивать с чикагским новоорлеанско-чикагский стиль (классический джаз, исполнявшийся в Чикаго новоорлеанскими музыкантами и их последователями). —/К/