Джаз-лексикон :: Д

Автор: | 09.05.2003

= Д =

Даун-бит
Дёрти-тон
Джаг
Джаз в филармонии
Джазовая эра
Джаз-рок
Джайв
Джамп
Джангл-стиль (Стиль джунглей)
Джем-сешн
Джитербаг
Джюбили
Джюк-бокс
Диксиленд
Драйв

Даун-бит / Down beat (англ, down внизу; beat удар, пульс) — Тип джазовой фразировки, при которой внутри свободно артикулируемых ритмических групп сохраняются опорные акценты на основных долях такта. Данный метод позволяет осуществлять одновременное сочетание граунд-бита (в скрытом виде) и офф-бита в партии одного инструмента. — /К/

Дёрти-тон / Dirty tone (англ, dirty нечистый)
/К/ — Специфический тип интонации в аф-роамериканской музыке и джазе, отличающийся крайней звуковысотной неустойчивостью (лабильностью), широкой и частой вибрацией, предельной динамичностью и напряженностью, ярко выраженным экстатическим характером. По своему происхождению связан с негритянскими религиозными культами. Является неотъемлемым компонентом шаут-пе-ния. Особенно часто применяется в хот-джазе (как в вокальном, так и в инструментальном)— нередко в сочетании с другими родственными ему выразительными средствами (офф-питч, “блюзовые тоны”, граул-эффекты, скэт и т.п.).
/В/ — термин обозначает характерный для джаза специфический негритянский способ звукоизвлечения преимущественно на духовых инструментах, выражающийся в намеренно нечистом интонировании. Типичны для негритянской эмоциональной манеры исполнения.

Джаг / Jug (англ, кувшин, сосуд)
/К/ — Архаический негритянский музыкальный инструмент западноафриканского происхождения. Представляет собой сосуд с узким горлышком, используемый в фольклорных ансамблях в ритмической функции или как резонатор для усиления звучания голоса. Чаще всего применяется в роли басового инструмента. Наиболее широкое распространение получил в Южной и Центральной Америке, особенно в Вест-Индии. У североамериканских негров нередко употребляется для сопровождения блюзового пения и танцев.
/С/ — Примитивный негритянский музыкальный инструмент, получивший распространение спазм-бэнд, где выполнял функцию басового инструмента. Представляет собой глиняный кувшин с узким горлом, который используется в качестве резонатора при пении, держа в руках и приставляя ко рту.

Джаз в филармонии / Jazz at the Philharmonic (сокр. JATP)
/К/ — Джазовая концертная организация, созданная в 1942 г. в Лос-Анджелесе импресарио Норманом Гранцем. Одна из главных задач ее деятельности — предоставлять ведущим музыкантам джаза возможность регулярных выступлений в филармонических концертных залах, а также устраивать гастроли джазовых коллективов и солистов в США и за рубежом. В настоящее время понятие “джаз в филармонии”, или “филармонический джаз” применяется и в более широком смысле — по отношению ко всей современной концертной джазовой музыке.
/С/ — Ее цель — пропаганда современного джаза и организация гастрольных выступлений выдающихся джазовых музыкантов. Название произошло от серии концертов, проведенных в филармонии г. Лос-Анджелеса, в которых выступал певец и пианист Нат КингКоул, тромбонист Джей Джей Джонсон, тенор-саксофонист Иллинойс Джекет, гитарист Лес Пол и другие музыканты. С тех пор Н.Гранц ежегодно организовывает большие гастрольные турне по США, Канаде, Европе, Японии и Австралии, на которые приглашает ведущих джазовых музыкантов.

Джазовая эра (“Век джаза”) / Jazz Age — Условное название периода в истории джаза, датируемого приблизительно 1917—1929 гг. (с конца первой мировой войны до экономического кризиса в США). “Веком джаза” назвал данный период американский писатель Фрэнсис Скотт Фитцджеральд в кн. “Tales of the Jazz Age” (1922). С этим временем связано сенсационное “открытие” джаза, приведшее к его бурному расцвету и повсеместному распространению. Хронологически указанный период совпадает с периодом классического джаза и началом перехода от него к “свинговой эре”. — /К/

Джаз-рок / Jazz rock
/К/ — Стилевое направление, возникшее на основе синтеза джаза и рок-музыки. Вершины своего развития джаз-рок достиг к концу 60-х гг. (первые эксперименты, предпринятые по инициативе музыкантов фри-джаза, относятся к концу 50-х гг.).
/Г-М/ — стиль, возникший в конце 60-х годов. В нем сплавлены мелодические и ритмические элементы джаза и гармоническая основа рок-музыки. Позднее появился термин фьюжн (Fusion — буквально: раствор, слияние). Он означал более широкий стилевой спектр, в котором объединились джаз, рок, народная, симфоническая, камерная музыка и т. п. В обиходе под фьюжн подразумевают тот же джаз-рок и его разновидности.
/С/ — стиль современного джаза, развившийся во второй половине 60-х гг., представляющий собой синтез элементов джаза и рок-музыки. Для Д.-р. характерны коллективная импровизация, использование латиноамериканской ритмики и широкое применение электроинструментов, расширивших звуковую палитру за счет электроакустических эффектов. Ансамбли, исполняющие Д.-р., состоят, как правило, из ритмической группы (клавишные электроинструменты, соло-гитара, бас-нитара, ударные инструменты), использующей элементы ритмики рок-музыки, и мелодической группы (медные духовые и саксофоны), которая придает композициям джазовый колорит. Среди представителей Д.-р. — ансамбли “Blood, Sweat And Tears”, “Chicago” (США), “Арсенал” п/у Ал. Козлова (с 1973 г.).

Джайв / Jive (амер. сленг, болтовня, жаргон)
/К/ — Термин имеет ряд значений: 1) то же, что и джаз; 2) символический язык блюза, позволяющий обыгрывать в тексте разного рода “запретные” темы — например, связанные с сексом, алкоголизмом, наркоманией, преступностью и т. п.; 3) в период свинга название музыки, исполняемой биг-бэндом в манере гарлемского джампа, а также наименование связанных с этим стилем популярных танцев; 4) жаргон джазовых музыкантов и любителей джаза.
/C/ — 1. Модный негритянский танец 60-х г.г. ХХ века. 2. См. Свинг.
/В/ — Джазовые музыканты часто употребляют этот термин вместо понятия “свинг”.

Джамп / Jump (англ, скачок, прыжок)
/К/ — Разновидность негритянского свинга, созданная в 20—30-е гг. музыкантами гарлемской школы джаза (см. гарлемский джаз). Отличается повышенной экзальтированностью исполнительской манеры, сильной и резкой атакой звука, обилием изломов и скачков в мелодике, большим динамическим напором и устремленностью (см. драйв), жесткой, равномерной ритмикой с тяжелыми акцентами на основных метрических долях (см., бит, граунд-бит). Джамп тесно связан с традициями блюза и негритянского хот-джаза.
/С/ — Термин, указывающий на характер исполнения: играть в умеренно быстром темпе с острыми акцентами в аккомпанементе. Типичен для многих джазовых пьес, которые исполнялись биг-бэндами в 30-е гг. 2. Негритянский танец.

Джангл-стиль (“стиль джунглей”) / Jungle style — Стилевое направление в джазе, возникшее во второй половине 20-х гг. Одним из основоположников и ведущих представителей этого стиля является Дюк Эллингтон. Характерные черты джангл-стиля: экзотические комбинации тембров, обилие остро диссонирующих звучаний и кластеров, разнообразные сурдинные эффекты, граул-манера в игре на духовых инструментах, дёрти-тоны, глиссандо, шаут-приемы, подражание голосам диких животных и человека. Стилизация экзотики и варваризмы нередко сочетаются здесь с утонченным оркестровым колоритом, традиции блюза и хот-джаза — с экспериментами в области гармонии, тональности, формы и инструментовки. Многие выразительные средства джангл-стиля нашли применение в современном джазе. — /К/

Джем-сешн / Jam session (англ, случайная встреча)
/К/ — Традиционные творческие встречи джазовых музыкантов, собирающихся в свободное время (чаще всего ночью) для свободного совместного музицирования, обмена идеями или соревнования друг с другом в исполнительском мастерстве и в искусстве импровизации. Состав ансамблей, выступающих на джем-сешн, как правило, не определен заранее и может изменяться непосредственно в процессе исполнения. Случайный характер носит и программа таких “концертов”, что исключает возможность предварительной подготовки музыкантов, репетиций, использования аранжировок. Традиция джем-сешн существовала еще в начале XX в. у музыкантов новоорлеанского джаза и сохраняется до нашего времени. Джем-сешн сыграли важную роль в разработке и развитии многих джазовых стилей.
/С/ — Непринужденная творческая встреча джазовых музыкантов в узком кругу коллег и друзей, во время которой они импровизируют на темы известных мелодий для собственного удовольствия, не преследуя каких-либо коммерческих целей. Традиционно Д.-с. восходит к хаус рент партиз. Д.-с. очень популярен среди музыкантов и проводится, как правило, после работы в ночное время. Цель этих встреч — обмен идеями, а также демонстрация роста исполнительского мастерства и изобретательности. Такая форма свободного коллективного музицирования исключает аранжировку как таковую и использует только риффы и бэкграунд. На Д.с. рождались концепции будущих направлений джаза, а также возникали новые коллективы.

Джитербаг (jitterbug) — Негритянский импровизированный темпераментный быстрый танец с элементами акробатики, который был популярен на рубеже 30-40-х гг. 2. Танцор, исполнитель танца джитербаг. — /С/

Джюбили / Jubilee (англ, празднество, ликование)
/К/ — Архаическая негритянская религиозная песня-славление. Основой джюбили является каноническая хоральная мелодия, многократно повторяемая с незначительными изменениями и новыми импровизационными подголосками (принцип строфического варьирования). В процессе исполнения джюбили обычно происходит постепенный переход от строгого и спокойного изложения мелодии европейского церковного гимна к более свободному и динамичному — с использованием африканизированной респонсорной техники, импровизации, “блюзовых тонов”, танцевальных ритмов — вплоть до экстатического шаут-пения.
/С/ — Вокальная форма религиозной музыки североамериканских негров, развившаяся во второй половине XIX века из религиозных гимнов белых. Для Д. Характерно эмоциональное протяжное многоголосное пение с подчеркнутой ритмикой. Исполняется вокальными ансамблями и, в отличие от спиричуэлс, не является импровизационной формой.

Джюк-бокс (juke box) — Музыкальный автомат, представляющий собой проигрыватель с набором грампластинок, который устанавливался в кафе или ресторанах. Д.-б. вмещает от 50 до 2000 грампластинок. Вошел в моду в 30-е гг. в США, а затем и в Европе. — /С/

Диксиленд / Dixieland (англ, страна Дикси)
/К/ — Одна из основных стилевых разновидностей традиционного джаза (наряду с новоорлеанским стилем). Термин имеет фольклорное происхождение (“страна Дикси”— символическое название южных штатов США); введен в обиход белыми музыкантами — создателями диксиленда, чтобы подчеркнуть его отличие от негритянского джаза и избежать употребления самого слова “джаз”, отношение к которому в течение довольно длительного времени было весьма пренебрежительным. Наиболее ранние образцы диксиленда относятся к концу XIX в., окончательно этот стиль сложился в 1910-е гг. Вначале деятельность белых музыкантов ограничивалась слепым подражанием новоорлеанскому стилю и была малоплодотворной. Т. н. второе поколение музыкантов диксиленда (начало 20-х гг.) освоило основные выразительные средства негритянского джаза (импровизацию, офф-бит, “блюзовый звукоряд”, хот-тон и др.), вступив на путь постепенного преодоления расовых барьеров. В результате различия между диксиленд-джазом и новоорлеанским стилем стали сглаживаться, что в значительной мере способствовало возникновению и развитию новых, смешанных стилевых форм джазовой музыки. На раннем этапе диксиленд развивался главным образом под влиянием менестрельных традиций, музыки архаических марширующих духовых капелл (см. марширующий оркестр) и особенно регтайма. Окончательная переориентация его на классический негритянский джаз произошла ок. 1916 г. Многие характерные признаки диксиленда сохранились в пришедшем ему на смену в 20-е гг. чикагском стиле.
/Г-М/ — Сказочная страна Дикси, о которой повествуют многие народные негритянские песни. С момента появления белого оркестра “Original Dixieland Jess Band” словом диксиленд стали обозначать особенности джазового исполнения 20-х годов и, одновременно, сами ансамбли подобного типа. Типичный состав диксиленда: труба, тромбон, кларнет и ритм-секция.
/В/ — Название джазовых ансамблей новоорлеанского стиля, состоявших из белых музыкантов. Это слово происходит от распространенного в американском фольклоре обозначения Юга США.

Драйв / Drive (англ, движение, преследование, гонка, спешка)
/К/ — Энергичная манера исполнения в джазе, при которой достигается эффект нарастающего ускорения темпа, активной устремленности движения. Драйв предполагает использование целого комплекса выразительных средств и приемов, например, таких, как постоянное опережение долей метрической пульсации (см. офф-бит), переход от рассредоточенного размещения долевых акцентов (на 1-ю и 3-ю доли или на 2-ю и 4-ю) к акцентировке каждой доли, от более крупных ритмических длительностей к более мелким, динамичная атака звука, свинг, стомп, риффы и т. д.
/Г-М/ — Буквально: движение. Термин, которым определяют чисто джазовый характер исполнения: волевой посыл, раскрепощенную энергию музыки, создающую у слушателя впечатление нарастающего темпа, — тогда как он остается неизменным.
/С/ — Термин обозначает энергичное исполнение музыкантом или оркестром какого-либо джазового произведения, достигающееся путем использования специфической метроритмики, фразировки и звукоизвлечения.