Джаз-лексикон :: Ф

Автор: | 09.05.2003

= Ф =

Фанки
Филд-край
Филд-холлер
Филл
Фокстрот
Фоур-бит
Фри-джаз
Фьюжн

Фанки / Funky (англ, уклончивый)
/К/ — Стиль игры в современном джазе, отличающийся максимально интенсивным блюзовым интонированием, тенденцией к существенному отклонению от равномерно-темперированного строя, экспрессивной хот-манерой звукоизвлечения, сквозным офф-битом, экстатичностью, указывающей на родство этого исполнительского стиля с архаической культовой музыкой негров. Фанки-стиль разработан музыкантами хард-бопа в конце 50-х — начале 60-х гг.
/Г-М/ — одна из разновидностей стиля боп, сложилась в 50—60-е годы. Музыку фанки отличают подчеркнуто негритянские интонации, упрощенный, жесткий ритм и гармонии, непрерывно нагнетаемая экспрессия. Наиболее известные музыканты, игравшие в этом стиле, — Арт Блейки, Хорас Силвер.
/C/ — Cпособ исполнения в современном джазе, получивший распространение у музыкантов, играющих в стиле хард-боп. Для Ф. характерны острая экспрессивная манера игры, отход от темперированного строя, использование ритмо-мелодических особенностей блюза, а также соул-музыки. Такой способ исполнения был и остается наиболее типичным в основном для негритянских джазовых музыкантов. (…) Термин “фанки” часто употребляется как синоним хард-бопа, однако он имеет более широкое значение и выходит за рамки этого стиля. Применяется как музыкантами старшего поколения (Джонни Ходжес, Колман Хоукинс), так и представителями джаза 60-х (Эрик Долфи, Орнет Колман).

Филд-край / Field cry (англ, полевой выкрик) — Жанр архаического сельского негритянского фольклора. Разновидность трудовой песни-переклички, исполнявшейся неграми-рабами на плантациях. То же, что и филд-холлер. См. также холлер. — /К/

Филд-холлер / Field holler — См. Филд-край. — /К/

Филл / Fill (англ, дополнять, возмещать) — Инструментальный отыгрыш-ответ в блюзе. См. также вопросо-ответный принцип. — /К/

Фокстрот / foxtrot — буквально “лисий шаг”. Танец в умеренно быстром темпе, музыкальный размер — 4/4. Возник в 1912 г. в США, позже получил широкое распространение в Европе. — /В/

Фоур-бит / Four beat (англ, четыре удара, акцента)
/К/ — Тип джазового бита с акцентами на каждой доле четырехдольного метра. Характерен для негритянского джаза’ и свинга.
/В/ — Равномерное акцентирование инструментами ритм-группы всех 4-х долей такта. Характерен для стиля “свинг”.

Фри-джаз / Free jazz (англ, свободный джаз)
/К/ — Стиль современного джаза 60-х гг., связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики, мелодики и техники импровизации. Характерные черты фри-джаза: культ свободной индивидуальной или групповой импровизации, применение полиметрии и полиритмии, политональности и атональности, сериальной и додекафонной техники, свободных форм, модальной техники (см. модальный джаз) и др.
/В/ — Буквально “свободный джаз”, стиль современного джаза, развившийся с конца 50-х в — 60-х гг. Основные тенденции Ф.-д.— отход от тональности и традиционной мелодики, гармонии, ритма и формы проявились в ряде экспериментальных композиций, впервые записанных на пластинки ансамблем саксофониста Орнетта Коулмена. Для фри-джаза характерны свободная, иногда коллективная импровизация, применение атональности, полиритмии, трактовки фразы с метром и даже использование элементов индийской музыки и даже фольклора стран Востока. Иногда в значении фри-джаза в те годы употреблялись термины “авангард”, “абстрактный джаз”, “новое явление”, “новая вещь” или просто “новый джаз”.

Фьюжн / Fusion (англ, сплав, слияние)
/К/ — Современное стилевое направление, возникшее в 70-е гг. на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора.
/В/ —буквально “сплав”, направление в джазе, развившееся из джаз-рока со 2-й половины 70-х в течение 80-х г.г. Характеризуется синтезом элементов рок-музыки и джазовой импровизации, а так же широким применением электрических и электронных музыкальных инструментов. Этому стилю свойственно использование некоторых особенносей европейской композиционной техники и фольклора стран Востока, Африки и Латинской Америки. То есть это было “слияние” всего на свете. Большое влияние на развитие фьюжн оказал трубач Майлс Дэвис. В этой манере работали и существовали такие знаменитые ансамбли, как “Махавишну”, “Прогноз погоды”.