Джаз-лексикон :: Г

Автор: | 09.05.2003

= Г =

Гарлемский джаз
Глиссандо
Гемиола
Говорящие барабаны
Госпел-сонг
Граул
Граунд-бит

Гарлемский джаз / Harlem jazz
/К/ — Общее наименование ряда стилевых направлений негритянского джаза 20-х и 30-х гг., возникновение которых связано с музыкальной жизнью нью-йоркского Гарлема. Здесь получила развитие самобытная манера исполнения блюза (гарлемский блюз), сформировалась своя школа фортепианного джаза (гарлемский страйд-стиль), а также сложилась особая разновидность камерного и оркестрового свинга (гарлемский джамп). В 20-е гг. в Гарлеме достиг своего расцвета негритянский водевиль. К этому же времени относится начало плодотворной концертной и композиторской деятельности Дюка Эллингтона, выступавшего со своим оркестром во многих гарлем-ских клубах и создавшего здесь целый ряд оригинальных стилевых концепций (джангл-стиль, концертный стиль, лирический “стиль настроения”). Под влиянием традиций гар-лемского джаза в 40-е гг. развился стиль бибоп (см. боп).
/С/ — Определение, относящееся к музыке, исполняемой ансамблями и музыкантами, деятельность которых была связана с районом Нью-Йорка Гарлемом — центром развития негритянского джазового искусства во второй половине 20-х и начале 30-х гг. Для Г.д. характерны широкое использование оркестровой аранжировки, экзальтированная манера игры джамп, типичная для биг-бэндов того период, исполнение сольной импровизации на фоне ритмической группы, шаут-пение, а также развившийся из регтайма и буги-вуги способ игры на фортепиано страйд, который в те времена получил название “гарлемский фортепианный стиль”. Среди представителей Г.д. — оркестры Флетчера Хендерсона, Дюка Эллингтона, пианисты Джеймс Пит Джонсон, Фэтс Уоллер и др.

Глиссандо / glissango— прием игры, заключающийся в скользящем переходе от звука к звуку. — /С/

Гемиола / Hemiola (hemiole) (лат. полуторный)
/К/ — Тип ритмической группировки, при которой образуются группы длительностей, не совпадающие по своей общей протяженности с долевыми циклами основного метра (например, 3 двухдольные группы в 2-х трехдольных тактах и т.п.). Возникающее при этом несоответствие метрических и ритмических акцентов создает впечатление временной перемены метра, нарушает его устойчивость и тем самым динамизирует музыкальное изложение. Данный принцип весьма характерен для африканской ритмики, из которой он был перенесен в афро-американскую музыку и джаз (см. также паттерн, стомп).

Говорящие барабаны / Talking drums
/К/ — Особый вид африканских барабанов, предназначенных для передачи сообщений на значительные расстояния (до 10—15 км). Устройство “говорящих барабанов” позволяет извлекать на них звуки с широким диапазоном звуковысотных и тембровых оттенков. Благодаря этому исполнитель может, пользуясь системой специальных звуковых сигналов, кодировать и передавать самую разнообразную информацию. Варьирование высоты и тембра звучания барабана достигается, как правило, за счет разной силы натяжения мембраны по всей ее площади между центром и краями. Некоторые приемы игры на “говорящих барабанах” нашли применение в джазовой практике исполнения на ударных инструментах.

Госпел-сонг / Gospel song (англ. Gospel — евангелие; song — песня)
/К/ — Жанр негритянской религиозной песни на евангелическую тематику, получивший распространение в США в 1930-е гг. В отличие от других духовных негритянских жанров фольклорного происхождения (таких, как спиричуэл, джюбили и др.) текст и музыка госпел-сонгов создавались преимущественно профессиональными авторами. От хорового спиричуэла госпел-сонг отличается также тем, что он чаще всего предназначен для сольного исполнения и гораздо теснее связан с блюзовой традицией, в большей степени насыщен импровизационностью, может иметь развитое инструментальное сопровождение (тогда как спиричуэл обычно исполняется a capella).
/С/ — Одноголосные духовные гимны североамериканских негров, получившие распространение в 30-е г.г. XX века в крупных промышленных центрах США. В отличие от спиричуэлс, где используются библейские сюжеты, тематика Г.с. заимствована из Евангелия Исполняются в сопровождении фортепиано, органа, гитары или без аккомпанемента. Среди наиболее популярных исполнителей — Махелия Джексон, Розетта Тарп… Существуют также хоровые Г.с.

Граул / Growl (англ, рычание)
/К/ — Хриплое, “рычащее” звучание. Инструментально-тембровый эффект, перенесенный в джаз из фольклорной практики негритянского пения (см. шаут, дёрти-тон). Чаще всего используется в игре на медных духовых инструментах в нижнем регистре с применением сурдин (особенно на тромбоне), но может достигаться и в исполнении на других инструментах (кларнете, саксофоне и т. д.). Разнообразные граул-эффекты характерны для т. н. джангл-стиля.

Граунд-бит / Ground beat (англ, основной удар, пульс)
/К/ — Устойчивая регулярная пульсация в джазе, совпадающая с метрической структурой такта. Как правило, поручается ритм-группе джазового ансамбля; является организующим началом в ансамблевом исполнении. Вместе с тем граунд-бит служит основой для создания разнообразных метроритмических конфликтов в джазовой музыке путем сочетания его с более индивидуализированными и ритмически свободными контрголосами или посредством вводимых в него едва заметных смещений ритмических акцентов относительно метрических долей (см. офф-бит).
/Г-М/ — буквально: основной удар. Ритм, главенствующий в исполняемом произведении.