Джаз-лексикон :: Х

Автор: | 25.09.2003

= Х =

Хай-хэт
Хард-боп
Хаус-рент-парти
Холлер
Холодный джаз
Хонки-тонк-стиль
Хонки-тонки
Хорус
Хот
Хит

Хай-хэт / High hat (англ. букв, высокая шляпа) — Применяемый в джазе ударный инструмент, представляющий собой усовершенствованную разновидность педальных тарелок — чарльстона. Название инструмент получил из-за своей высоты — около метра. — /К/

Хард-боп / Hard bop (англ, твердый, жесткий боп)
/К/— Стилевая разновидность ист-коуст-джаза, возникшая в начале 50-х гг. из бона. Отличается экспрессивной, жесткой ритмикой, ориентацией на блюзовую традицию. Относится к группе стилей современного джаза.
/С/ — Стиль современного джаза, развившийся из би-бопа в середине 50-х г.г. Для него характерна особо экспрессивная манера исполнения, острый, энергичный ритм. Среди представителей этого стиля – пианист Хорас Сильвер, трубач Клиффорд Браун, саксофонисты Джон Колтрейн, Сонни Роллинс, Джулиан Кеннонболл Эддерли, ударники Макс Роуч, Арт Тейлор, Филли Джо Джонс, ансамбль “Jazz Messengers”. То же самое, что и “нео-боп”

Хаус-рент-парти / House rent party
1 — Традиционные вечеринки с участием музыкантов, попасть на которые можно было за небольшую плату. Были весьма популярны в негритянской среде во второй половине XIX— начале XX вв. Ранняя форма джем-сешн, имевшая важное значение для развития фортепианного джаза. — /К/
2 — Платная вечеринка, организованная на дому с целью сбора средств для оплаты жилья постояльца, чаще всего музыканта. На такие вечеринки приглашался пианист, либо небольшой ансамбль, исполняющий танцевальную музыку. Х.р.п. пользовались большой популярностью у негров и были известны еще в середине XIX века. В 20-е г.г. получили широкое распространение в Чикаго, а затем в Гарлеме и были любимым местом деятельности и творчества многих пианистов, исполнителей блюзов, регтаймов и буги-вуги. На Х.р.п. зарождались традиции джем-сешн.

Холлер / Holler (от Holloa! [тип оклика]) — Архаический афро-американский жанр трудовой песни-переклички. Холлеры, исполнявшиеся во время полевых работ, носят название филд-холлер, или филд-край. — /К/

Холодный джаз — См. Кул-джаз. — /К/

Хонки-тонк-стиль / Honky tonk (у) (piano) style (англо-амер. honky tonk — сленговое название небольшого кабачка) — Один из ранних стилей негритянского фортепианного джаза, возникший во второй половине XIX в. в Новом Орлеане и других городах Юга США. То же, что и баррел-хаус-стиль. — /К/

Хорус / Horus — Раздел импровизационно-строфической формы, характерной для джаза. Масштабы и строение хоруса определяются структурой исходной темы, которая после экспонирования уступает место импровизации, а затем возобновляется в репризном разделе. Тема, отдельные звенья импровизации и реприза, в которых сохраняется исходная структура, соответствуют понятию хоруса; из серии хорусов складывается общая форма джазовой пьесы. Понятие хорус тесно связано с понятием гармонического квадрата. — /К/

Хот / Hot (англ, горячий, темпераментный)
1 — Термин, обычно применяемый по отношению к архаическому и классическому негритянскому джазу, тесно связанному с африканскими истоками и традициями афро-американского фольклора, отличающемуся высокой экспрессивностью, эмоциональной возбужденностью, главенством ритмической и интонационно-мелодической выразительности над композиционной и гармонической логикой, стремлением к максимальной импровизационной свободе. Данное понятие используется также для обозначения специфического комплекса выразительных средств афро-американской музыки и негритянского джаза (в сфере ритмики, мелодики, интонирования, тембра, гармонии, формы). Отсюда происходят такие широко употребляемые в джазе термины; как хот-тон, хот-интонация, хот-соло, хот-импровизация, хот-инструменты, хот-стиль и т. п. В этом плане хот-джазу противопоставляются европеизированные стилевые формы джазовой музыки, а также некоторые типы коммерческой популярно-развлекательной музыки псевдонегритянского характера. — /К/
2 — Термин определяет характерную для негритянского импровизационного джаза второй половины 20-х и 30-х г.г. манеру, которая отличается возбужденностью, живостью импровизации, четким ритмом и специфической интонацией, основывающейся на твердом звукоизвлечении и остром переходе к следующему звуку, с использованием блю ноутс, вибрато, глиссандо, грязных тонов и других инструментальных эффектов. В современном джазе этот термин не употребляется.

Хонки-тонки — См. барел-хауз — /С/

Хит / Hit— Популярная песня или танцевальная меодия (“гвоздь сехона”). То же самое, что и шлягер. — /В/