Джаз-лексикон :: И

Автор: | 09.05.2003

= И =

Импровизация
Ист-Коуст-джаз

Импровизация / Improvisation (от лат. improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный)
/К/ — Метод творчества (в музыке и некоторых других видах искусства), предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В музыкальной импровизации нет разделения функций композитора (сочинение музыки) и исполнителя (интерпретация); они образуют органическое единство и осуществляются музыкантом-импровизатором одновременно. В джазе (в отличие от академического музыкального искусства) импровизация имеет основополагающее значение, хотя использование ее в отдельных случаях не считается обязательным. Типы и средства импровизационной техники в джазе чрезвычайно многообразны, что обусловлено особенностями различных джазовых стилей, индивидуальной исполнительской манерой музыкантов, спецификой характерных для джаза музыкальных форм и жанров. Широкое применение здесь находят такие разновидности импровизации, как вокальная и инструментальная, сольная и ансамблевая, тональная и атональная, свободная и ограниченная (основывающаяся на заданных схемах, моделях, стандартах, частично или полностью распланированная, сочетающаяся с элементами композиции и аранжировки, даже целиком зафиксированная в нотной записи). Это может быть короткий брейк или развернутый мелодический хорус, импровизация на определенную тему, на гармонический квадрат или даже на законченную пьесу с развитой формой, импровизация на импровизацию, модальная или алеаторическая импровизация, коллективная игра в линеарно-контрапунктической, гетерофонной, орнаментально-вариационной или респонсорной манере, имитация музыкантом импровизационного стиля других джазовых исполнителей и т. д. Возможны также сочетания различных типов импровизации.
/Г-М/ — процесс музицирования, в котором функции композитора и исполнителя слиты воедино в искусстве музыканта-импровизатора. Импровизация встречается во всех жанрах музыки, но особенно характерна для фольклора и джаза. В отличие от авторской музыки, закрепленной в нотах, импровизация не имеет нотного текста, она спонтанна, единственна. Импровизация может быть свободной, не связанной с какой-либо темой. Она также может строиться на заранее выбранном музыкальном материале; в этом случае исполнитель, идя от мелодии, гармонии и ритмики первообраза, создает собственное произведение на основе “чужой” темы. Импровизация в джазе — главный фактор развития формы.
/С/ — Вид музыкального творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. (…) Если в традиционном джазе И. близка к вариационности и основывается на мелодическом материале, то в современном джазе она опирается на аккордовую структуру темы. Для фри-джаза типична свободная, часто коллективная И.

Ист-коуст-джаз (джаз Восточного побережья) / East Coast Jazz
/К/ — Общее название группы стилей и направлений современного джаза, сложившихся в первой половине 50-х гг. на Восточном побережье США (главный центр — Нью-Йорк). Представители ист-коуст-джаза — преимущественно цветные музыканты. Важнейшие его стилевые формы — хард-боп и соул. Для этих стилей, возникших как реакция на эксперименты вест-коуст-джаза в области европеизированных концертных форм, характерна тенденция к возрождению традиций блюза и негритянского хот-джаза на современной основе.
/С/ — Направление в современном джазе, развившееся в середине 50-х гг. и распространившееся, главным образом, среди негритянских музыкантов Восточного побережья США с центром в Нью-Йорке. К нему относятся стили хард-боп и соул-джаз, для которых характерны экспрессивное и непосредственное исполнение, а также широкое использование средств выразительности, присущих музыкальному фольклору американских негров.