Джаз-лексикон :: К

Автор: | 09.05.2003

= К =

Калипсо
Канзасский стиль (Канзас-Сити-джаз)
Кантри
Кантри-блюз
Кантри-энд-вестерн
Квадрат
Квикстеп
Классический блюз
Классический джаз
Классический свинг
Комбо
Конга
Концертный джаз
Корус
Креольский джаз
Кул-джаз
Кун-сонг
Кейкуок

Калипсо / calypso — Танец, возникший на острове Тринидад (Вест-Индийские острова). Музыкальный размер — 4/4. В середине 50-х гг. приобрел популярность в Америке и Европе благодаря записям на пластинке, сделанным известным негритянским певцом и киноактером Гарри Белафонте. — /С/

Канзасский стиль (Канзас-Сити-джаз) / Kansas-City-jazz — Стилевая разновидность раннего негритянского свинга, возникшая в конце 20-х гг. в г. Канзас-Сити. Отличается характерным типом свинговой пульсации (баунс), выдержанным фоур-битом, разнообразным использованием техники риффов и офф-бит-фразпровки. Обнаруживает следы влияний традиционного джаза, регтайма и музыкального фольклора Среднего Запада. В некоторых отношениях канзасский стиль предвосхищает более поздние стили современного джаза, в частности, боп и кул. — /К/

Кантри / Country (Country music) (англ, country сельский, деревенский) /К/ — Выросшая из фольклорных истоков и представленная в США множеством местных школ, стилей и направлений традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения сельских районов юго-восточных и западных штатов. Сложилась к началу XX в. в результате длительного процесса смешения архаических форм музыкального фольклора различных европейских народов. Первоначально бытовала в сельских районах как музыка фермеров, сельскохозяйственных рабочих, лесорубов и др. под названием фолк-мьюзик, или сокр. фолк (folk music). После первой мировой войны получила широкое распространение благодаря развитию грамзаписи и радио. В 20-е гг. стала называться хилбилли (hillbilly) — по имени одного из наиболее популярных ее исполнителей, скрипача и певца Билли Хилла (1899—1940). К 40-м гг. коммерциализировалась, превратившись в т.н. “вторичный фольклор” (создаваемый профессиональными авторами). Вместе с ковбойскими песнями Запада — вестернами — приобрела популярность в городской среде под названием кантри-энд-вестерн (country and western, С & W). В некоторых своих разновидностях музыка кантри обнаруживает негритянские влияния. В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой развлекательной музыки; нередко популяризируется в форме театрализованных эстрадных программ — кантри-шоу. /С/ — См. Кантри энд вестерн.

Кантри-блюз / Country blues — Одно из названий архаического блюза, подчеркивающее его принадлежность к сельскому музыкальному фольклору, в отличие от классического блюза, имевшего преимущественно городское бытование и поэтому называвшегося также биг-сити-блюзом (букв, блюз большого города). См. также кантри. — /К/

Кантри-энд-вестерн (country and western, С & W) — Вид народной музыки белых жителей Юго-Запада США. Термин объединяет две разновидности фольклора: сельский — песни и танцы (кантри) и ковбойские баллады “Дикого Запада” (вестерн). (…) Среди исполнителей — Джонни Каш, Джимми Роджерс и др. — /С/

Квадрат / Square
/К/ — В джазовой музыке этим термином обозначается законченная функционально-гармоническая структура определенного масштаба (восьмитакт, двенадцатитакт, шестнадцатитакт и т. д.), лежащая в основе темы, на которую исполняется импровизация, и многократно повторяемая без существенных изменений на протяжении всей пьесы. С данным понятием связано существование особого типа музыкальной формы в джазе, представляющей собой серию гармонических квадратов, на фоне которых развертывается мелодическая импровизация. Это предполагает возможность использования одновременно нескольких различных принципов формообразования: строфического варьирования (структурная схема гармонического квадрата остается неизменной, в то время как его аккордика, фактура и ритмика варьируются), сквозного импровизационного развертывания мелодики, респонсорной техники (диалогическая перекличка солистов в рамках одного квадрата или вопросо-ответное чередование мелодических соло с протяженностью каждого в несколько квадратов), а также репризности (обрамление пьесы экспозиционным и репризным изложением темы).
/Г-М/ — метрическая и гармоническая структура одного законченного проведения джазовой темы. Основываясь на этой структуре, музыкант выстраивает импровизацию, которая может длиться один или несколько квадратов. Известно и другое (менее распространенное) название квадрата — корус (Chorus).
/С/ — См. Корус.

Квикстеп / quickstep — Танец быстрого темпа. Развился из фокстрота в середине 20-х гг. Музыкальный размер — 4/4. — /С/

Классический блюз / Classic blues — Тип блюза, сложившийся к концу XIX в. на основе развившихся из архаического, или сельского, блюза новых, урбанизированных разновидностей этого жанра urban blues, big city blues). Период расцвета классического блюза относится к 1925—19да гг., после чего произошел переход к его современным формам (см. современный блюз). К этому времени окончательно определились важнейшие характерные особенности блюза как самостоятельного художественного явления: классическая двенадцатитактовая блюзовая форма, самобытный тип мелодики, развитая респонсорная техника, система жанровых разновидностей (вокальный, вокально-инструментальный и инструментальный блюз; комбо- и биг-бэнд-блюз; лирический и драматический; мелодический и шаут-блюз; хот- и ceur-блюз). Большое влияние классический блюз оказал на формирование ведущих стилей и направлений традиционного джаза, например таких, как новоорлеанский стиль, баррел-хаус, буги-вуги и др. — /К/

Классический джаз / Classic jazz
/Г-М/ — общепринятое суммирующее обозначение ранних джазовых стилей, существование которых обычно датируют с конца XIX века до второго десятилетия XX века, т.е. до момента появления “белых” оркестров, игравших в манере диксиленд.
/С/ — Период в истории развития традиционного джаза. К нему относятся новоорлеанский стиль, диксиленд и чикагский стиль.

Классический свинг / Classic swing — Зрелый свинговый стиль периода 1930—1944 гг. Является новой, более высокой ступенью развития раннего свинга (см. чикагский стиль). Достиг расцвета в 1938— 1942 гг., после чего начал постепенно утрачивать свое доминирующее значение в связи с его коммерциализацией и выдвижением на первый план современного джаза. В 50-е гг. произошло некоторое возрождение классического свинга в его традиционной и модернизированной формах. — /К/

Комбо / Combo (от англ. combination комбинация, сочетание)
/К/ — Характерный тип камерного джазового ансамбля, утвердившийся в современном джазе. В отличие от биг-бэнда, в котором коллективное исполнение и секционное деление инструментов преобладает над солированием, комбо, как правило, представляет собой ансамбль солистов, импровизирующих в сопровождении ритм-группы (иногда ритмическая функция поручается здесь лишь одному инструменту или даже вообще может быть не обособленной от сольных партий). Численность исполнительского состава комбо может варьироваться в довольно широких пределах — от 2 до 10—11 человек — и, следовательно, не является определяющим признаком этого типа ансамблей. Специфика их связана прежде всего с распределением функций между музыкантами, что дает основание считать комбо-джаз относительно самостоятельной стилевой разновидностью джазовой музыки.
/Г-М/ — (Combo, сокращенное от Combination — комбинация, сочетание). Небольшой джазовый ансамбль. Самые распространенные его виды — трио, квартет, квинтет; иногда разрастается до 8—9 музыкантов. Термин комбо утвердился в период расцвета бопа.
/С/ — Инструментальный джазовый ансамбль (до 8 человек). Термин возник на рубеже 40-50-х г.г.. Применяется только по отношению к ансамблям современного джаза.
/В/ — Малый инструментальный джазовый ансамбль (до десяти музыкантов). Термин возник в 40-е гг. от слова “комбинация” (инструментов).

Конга / Conga (испано-амер. круг)
/К/ — 1. Ударный инструмент африканского происхождения. Тип цилиндрического барабана с сужающимся книзу корпусом. Высота инструмента —70—80 см. Звук извлекается пальцами и ладонями обеих рук. Конга широко распространена в Латинской Америке; используется в современных танцевальных и развлекательных оркестрах, иногда включается в джазовые ансамбли. 2. Афро-американский танец, родственный румбе. Имеет двухдольный размер, исполняется в быстром темпе, иногда в сопровождении одноименного ударного инструмента. Является традиционным танцем кубинских карнавалов.
/С/ — 1. Кубинский карнавальный танец. Музыкальный размер — 4/4. 2. Ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука.

Концертный джаз / Concert jazz
/К/ — Данное понятие применяется по отношению к джазовой музыке, специально предназначенной для публичного исполнения в больших концертных залах или обладающей качествами, присущими концертным жанрам (по аналогии с концертными жанрами академической музыки). Для концертного джаза характерны повышенная серьезность и углубленность содержания, рафинированность выразительных средств, тщательно продуманная и разработанная форма (и как следствие этого — возрастание роли композиции и аранжировки), высокий уровень профессионального мастерства и технической виртуозности исполнения, отказ от развлекательно-прикладных функций и от танцевальной ритмики, обращенность к подготовленному, интеллектуальному слушателю с развитым музыкальным вкусом и соответствующей культурой восприятия. Известны примеры концертных жанров, созданных на основе негритянского фольклора (концертный спиричуэл, концертный блюз), архаических форм евроамериканской музыки (концертный регтайм), традиционного джаза (концертный диксиленд). В 20-е гг. большой популярностью пользовались концертные обработки песенных, танцевальных и джазовых мелодий, исполнявшиеся оркестрами т. н. симфоджаза. В этот же период возник самобытный концертный джазовый стиль, разработанный Дюком Эллингтоном и музыкантами его оркестра. Тенденция к концертности с очевидностью обнаруживается почти во всех стилях и направлениях современного джаза. В наибольшей мере это понятие применимо к таким его разновидностям, как филармонический джаз (см. “Джаз в филармонии”), прогрессив, вест-коуст, кул, фри-джаз, “третье течение”, современный симфоджаз.

Корус (chorus), или квадрат
/В/ —это импровизация на данную тему, уложенная в количество тактов этой темы. То есть “квадрат”. Это составная часть основной формы импровизации в современной джазовой музыке
/С/ — составная часть формы джазовой музыки. Джазовая композиция, как правило, состоит из темы и нескольких сочиненных К., что соответствует форме темы с вариациями в академической музыке. К. по продолжительности равен теме и основывается на ее гармонической схеме. Это обеспечивает цельность формы джазового произведения. К. может быть аранжирован и соответственно исполнен группой музыкальныхинструментов или симпровизирован. В советском джазепринято употреблять в значении К. термин “квадрат”.

Креольский джаз / Creole jazz (также frenchmen jazz)
/К/ — Разновидность традиционного джаза, относящаяся к новоорлеанскому стилю. Развивалась параллельно и в тесной взаимосвязи с его негритянским направлением. Возникла в среде цветных креолов Нового Орлеана — потомков французских и испанских переселенцев, имеющих примесь негритянской крови. Этим объясняется своеобразное промежуточное положение креольского джаза между негритянским джазом и диксилендом, что нашло непосредственное выражение в его стилистике. Креольские музыканты привнесли в джаз элементы своего родного фольклора и латиноамериканской музыки, способствовали расширению джазового инструментария и развитию ансамблевых форм джаза, а также приобщению негров к европейской культуре.

Кул-джаз (“прохладный”/ “холодный” джаз) / Cool jazz (англ, cool холодный, прохладный)
/К/ — Стиль современного джаза, возникшего в конце 40-х гг. Создан некоторыми негритянскими джазменами-болералы на основе достижений бола, однако во многом противоположен ему. Прежде всего это проявилось в отходе от традиций хот-джаза, которым следовал боп, в отказе от присущей ему чрезмерной ритмической экспрессивности и подчеркнутой негритянской специфики. Происхождение стиля кул принято связывать также с именем негритянского свингового саксофониста Лестера Янга, который еще в 30-е гг. разработал противоположную звуковому идеалу хот-джаза “холодную” манеру звукоизвле-чения (т. н. Lester sound). Характерные черты кула — эмоциональная сдержанность, усиление интеллектуального начала, снижение роли офф-бита и драйва, возросшее значение композиции, аранжировки и гармонии, изысканность тембров, применение разнообразной модуляционной техники, полифонизация фактуры, использование элементов политональности, атональности и додекафонии, тенденция к сближению с европейской академической музыкой. Большинство представителей кул-джаза — белые музыканты. В основном кул исполняется ансамблями типа комбо, реже — большими оркестрами. Его влияния сказались на развитии других современных джазовых стилей, особенно вест-коуст-джаза и “третьего течения”.
/Г-М/ — буквально: прохладный джаз. Стиль в джазе получил развитие в конце 40-х и 50-х годах. Кул — своего рода реакция на чрезмерно экспрессивный характер бопа. Для кула типичны рациональный характер музыки, сдержанная манера исполнения, возросшее значение композиции, особая изысканность формы. Многие черты кула позднее проявились в стилевом облике “Третьего течения”. Наиболее известные музыканты, игравшие в стиле кул, — Лестер Янг, Джерри Маллиген, Джон Льюис, Стен Гетц, Пол Дезмонд, Джимми Джуффри.
/С/ — буквально “холодный”; стиль современного джаза, развившийся в конце 40-х гг. и получивший распространение преимущественно среди музыкантов. Большое влияние на развитие К. оказали эксперименты пианиста Ленни Тристано, активно применявшего в своем творчестве элементы европейской композиторской техники, а также исполнительская деятельность оркестра “Capitol”, созданного в 1948 трубачом Майлсом Девисом, который объединил под свои началом ведущих музыкантов того времени. В этот оркестр были введены валторна и туба, что придало ему специфическое мягкое звучание. Характерной особенностью К. является спокойная манера игры и “холодный” способ звукоизвлечения на духовых инструментах, внедренный в практику саксофонистом Лестером Янгом еще в конце 30-х г.г. (он же и назвал этот стиль “кулом”). В этом плане К. отличается от бибопа, для которого типичны резкость и напористость исполнения. При игре на духовых инструментах исключается вибрато. В К. значительно шире, чем в традиционном джазе и свинге используется полифония, вследствие чего возросла роль аранжировщика. Во второй половине 50-х К. утратил свое значение как стиль, однако нашел продолжение в Вест коуст джазе. Среди ведущих исполнителей К. — трубач Чет Бейкер, Шорти Роджерс, саксофонисты Пол Дезмонд, Стен Гетц…

Кун-сонг / Coon song (англ, coon падший, пропащий)
/К/ — Популярные песни в квазинегритянском духе, бытовавшие в США начиная с 20-х гг. прошлого столетия. “Кун”— презрительная кличка негров. Кун-сонги создавались преимущественно белыми авторами в подражание негритянским плантационным песням. Получили широкое распространение благодаря менестрельному театру (см. минстрел-шоу). Впоследствии некоторые из них вошли в репертуар джаза.
/С/ — Песни, в которых имитируется манера пения негров, работающих на плантациях. Исполнялись в сопровождении банджо, гитары или укуеле.

Кейкуок (cakewalk) (англ, шествие на кухню)
/К/ — Популярный с середины XIX в. быстрый синкопированный танец-марш афро-американского происхождения. Входил в состав менестрельных представлений (минстрел-шоу). Является предшественником регтайма. В Европе получил распространение как модный бытовой танец в 1900-е гг. Название кэйкуока, по одной из версий, связано с танцами негров-рабов, исполнявшимися для увеселения белых хозяев. Шествие на кухню, вероятно, было наградой отличившимся танцорам.
/С/ — танец в темпе быстрого марша. Имеет остросинкопированный ритм, близкий к рэгтайму. Музыкальный размер — 2/4. Возник как народный танец североамериканских нефов во 2-й половине XIX века. Название танца (буквально “шествие за пирогом”) связано с обычаем награждать лучших исполнителей пирогом.