Джаз-лексикон :: Н

Автор: | 09.05.2003

= Н =

Необоп
Новоорлеанский стиль
Новоорлеанский джаз

Необоп / Neobop (англ, новый боп) — То же, что и хард-боп. — /К/

Новоорлеанский стиль / New Orleans style
/К/ — Основополагающий стиль классического периода истории джаза. Представлен негритянским и креольским джазом Нового Орлеана. Сформировался в конце XIX в. на основе афро-американского фольклора (уорк-сонг, негритянская баллада, спиричуэл, блюз и др.), народной и бытовой музыки цветных креолов, а также архаического (раннего) джаза. Новоорлеанский стиль связывается прежде всего с возникновением развитых инструментально-ансамблевых форм негритянского музицирования, пришедших на смену вокальным фольклорным жанрам с примитивным инструментальным сопровождением, бытовым танцам, фортепианному регтайму и музыке духовых капелл, организованных по образцу европейских военных оркестров. В классический период сложился самостоятельный тип новоорлеанского джаз-бэнда с характерным разделением инструментальных групп (секций)— ритмической (банджо, духовой или струнный бас, ударные и фортепиано) и мелодической (ведущий голос — корнет или труба, контрапунктирующие голоса — кларнет и тромбон, участвующий также в гармоническом сопровождении мелодии), с определенным соотношением сольной и коллективной игры, импровизации и аранжировки. В отличие от гетерофонно-вариационного стиля исполнения в архаическом джазе, здесь утвердился более сложный и совершенный респонсорный (вопросо-ответный) принцип ансамблевой игры наряду с многоголосием типа импровизационной контрастной полифонии с ведущим голосом (лид). Более яркое и последовательное воплощение получила блюзовая традиция, определился круг специфических выразительных средств и технических приемов — офф-бит, драйв, дёрти-тоны, шогуг-эффекты, стомпинг, брейки, стоп-тайм-техника, д:ог-манера и др. После 1917 г. в связи с закрытием увеселительных заведений Нового Орлеана многие джазмены переехали в Чикаго, где благодаря этому развился т. н. новоорлеанско-чикагский стиль, способствовавший зарождению раннего свинга (см. также чикагский стиль). В среде белых музыкантов Нового Орлеана и Чикаго, подражавших негритянскому джазу, получил развитие стиль диксиленд. К концу 20-х гг. новоорлеанский стиль утратил свое значение и был вытеснен коммерческой развлекательной музыкой, однако во второй половине 30-х гг. произошло его возрождение в традиционных и новых формах (см. ривайвл). Идеи и принципы новоорлеанского стиля нашли продолжение в современном диксиленде.
/Г-М/ — основополагающий стиль классического джаза сложился в конце XIX века. Новый Орлеан считается географической родиной джаза. В этом городе на Юге США возникли “марширующие оркестры”, появились первые негритянские джазовые ансамбли, с которых взял пример белый “Original Dixieland Jass Band”. В обиходном значении новоорлеанский стиль олицетворяет самый типичный образец классического джаза (более поздний чикагский стиль считается вторичным).

Новоорлеанский джаз / New Orleans jazz — Исторически первый стиль джаза, возникший в г. Новом Орлеане (см. также “диксиленд”). — /В/