Джаз-лексикон :: П

Автор: | 09.05.2003

= П =

Парикмахерская гармония
Паттерн
Перекрестная ритмика
Прогрессив
Прохладный джаз

Парикмахерская гармония — См. Барбершоп-гармония. — /К/

Паттерн (модель) / Pattern (pattern formation) (англ, модель) — Термин, относящийся к области модальной техники в джазе (в более широком смысле, чем ладовая модальность; см. модальный джаз). Паттерн представляет собой устойчивое структурное образование — модель (ритмическую фигуру, мелодический оборот, акцентный цикл, аккордовую последовательность, фактурную формулу и т. п.), которая при повторениях — не утрачивая своей устойчивости — допускает многообразное ее видоизменение и варьирование за счет смещения во времени, переакцентировки, транспозиции, секвенцирования и т. п. Это своеобразный строительный материал музыкального развертывания в джазе, важное средство динамизации изложения и формообразования. Часто масштаб (протяженность) такой модели не совпадает с внутритактовыми долевыми циклами (например, группа из трех восьмых длительностей при тактовом размере 2/4). Повторение данной модели создает последовательность акцентов, противоречащих основной тактовой группировке. При этом возникает эффект “расшатывания” исходного метра, усиливающий внутреннюю конфликтность и динамичность музыкального развития. Прием многократного остинатного повторения паттерна как средство нагнетания динамики называется в джазе стомпом, или стомпингом. Частная разновидность стомпинга, весьма характерная для оркестрового свинга,— т. н. техника риффов. — /К/

Перекрестная ритмика / Cross rhythms — Африканский тип импровизационной ритмической полифонии, основанный на свободном сочетании разных метров. В отличие от европейской полиметрии, в перекрестной ритмике ударные доли сочетаемых метров не совпадают друг с другом. В африканской музыке перекрестные ритмы обычно применяются в комплексе с модальной ритмической техникой (см. паттерн) и стомпингом, которые вошли и в арсенал выразительных средств джаза. От перекрестной ритмики ведет свое происхождение и джазовый офф-бит, возникший в результате перенесения приемов африканской полиметрии на европейскую монометрическую основу. — /К/

Прогрессив / Progressive (англ, прогрессивный)
/К/ — Стилевое направление в джазе, возникшее в начале 40-х гг. на основе традиций классического свинга и бопа. Преимущественно связано с практикой биг-бэндов и больших оркестров симфонизированного типа. Прогрессив является одним из стилей концертного джаза, оказавшим существенное влияние на дальнейшую эволюцию джазового искусства.
/Г-М/ — Стиль, в котором соединились свинг, боп и элементы европейской симфонической музыки новейшего склада (Б. Барток, Д. Мийо, А. Онеггер, И. Стравинский и др.). Основу прогрессива, часто именуемого концертным джазом, заложил в середине 40-х годов композитор и руководитель оркестра Стен Кентон.
/С/ — Направление в современном джазе, возникшее в середине 40-х гг. и характеризующееся экспериментами в области синтеза джаза и европейской композиционной техники, что нашло отражение в некоторых биг-бэндах. Среди представителей П. – оркестры Бойда Рэйборна, Эола Спенсера и доугие. Родоначальником этого направления является Стэн Кентон, который первым стал вводить в руководимый им биг-бэнд новые методы аранжировки, используя средства выразительности симфонической музыки, а также некоторые элементы латиноамериканского фольклора, иногда расширяя для этого состав оркестра. (…) Среди единомышленников Стена Кентона — сотрудничавшие с ним аранжировщики Шорти Роджерс, Пит Ругало, Билл Холман. Влтяние П. Испытал и оркестр Вуди Германа, для которого Игорь Стравинский написал в 1946 г. “Eboni concerto”.

Прохладный джаз — См. Кул-джаз. — /К/