Джаз-лексикон :: Р

Автор: | 09.06.2003

= Р =

Райд-бит
Ранний джаз
Рег
Реггинг
Регтайм
Рент-парти
Респонсорный принцип
Ривайвл
Ривер-боутс
Ринг-шаут
Ритм-группа
Ритм-энд-блюз
Рифф
Рок-музыка
Рок-н-ролл
Румба

Райд-бит / Ride beat (англ, ride ехать верхом, beat удар, пульс) — Тип джазового бита, напоминающий “ритм скачки” (разновидность пунктирного ритма). — /К/

Ранний джаз — См. Архаический джаз. — /К/

Per / Rag (сокр. от ragtime) — См. Регтайм. — /К/

Реггинг / Ragging (произв. от rag) — Синкопированная манера игры в духе регтайма. — /К/

Регтайм / Ragtime (англ. букв, “разорванное время”, т.е. синкопированный ритм)
/К/ — Самобытный американский фортепианный жанр, сложившийся в последней четверти XIX в. в сфере фольклорного музицирования под влиянием некоторых архаических разновидностей негритянской инструментальной музыки, а также менестрельных песен (кун-сонг) и танцев (кэйкуок). В распространении и развитии регтайма ведущая роль принадлежала белым музыкантам (в особенности это относится к т. н. эстрадному концертному регтайму). Характерные черты регтайма — сопоставление постоянно синкопирующей мелодии с метрически четким маршеобразным аккомпанементом типа “бас — аккорд”, (см. страйд-стиль), использование остинатно повторяемых мелодических и ритмических моделей, не совпадающих с тактовой группировкой (паттерн), особый тип композиционной структуры и др. В конце 80-х — начале 90-х гг. сформировался классический регтайм, заметно отличающийся от своих фольклорных разновидностей. Развиваясь по пути совершенствования стиля, структуры и пианистической техники, он утратил свою импровиза-ционность, превратившись в вид композиторского творчества, а затем коммерциализиро-вался и стал одним из жанров профессионального эстрадно-развлекательного искусства. В практике негритянского музицирования он сохранил свою индивидуальность, оказав существенное влияние на эволюцию ранних стилей фортепианного джаза, а также новоорлеанского стиля и диксиленда. На роликах для механического фортепиано сохранились записи регтаймовых пианистов конца XIX— начала XX вв., имеющие большую историческую ценность и впоследствии воспроизведенные на грампластинках.
/Г-М/ — буквально: рваное время. Фортепианный жанр сложился в США в конце XIX века, получил широкое распространение в начале XX века. Регтайм породил особый тип пианизма с оригинальной, только ему присущей техникой: остро синкопированная, подчас изощренная по ритму мелодика сочетается с метрически четким и простым (попеременное чередование баса и аккорда) аккомпанементом.
/С/ — Рэгтайм — Первоначально способ игры на фортепиано, имитировавший звучание банджо. Название Р. привилось с появлением в 1897 г. фортепианной пьесы Уоррена Биба “Ragtime March”. М. появился на юго-западе США и является продуктом менестрельного искусства. Центр развития Р. — город Седалия (штат Миссури), где было сосредоточено множество клубов, в которых играли лучшие исполнители Р. В этом городе начинал свой путь негритянский пианист и композитор Скотт Джоплин — признанный основоположник П. Популярность к нему пришла с появлением в 1897 г. Р. “Maple L” (издан в 1899), посвященного клубу, где он играл. (…) Тематический материал Р. основывается на маршах и европейских танцевальных мелодиях: вальсе, кадрили, мазурке, менуэте, польке. Иногда мелодтями Р. служили темы из известных сочинений европейских композиторов:. Л.Бетховена, Дж.Верди, Ф.Листа, Ф.Мендельсона, М.Равеля… Р. — фортепианный жанр, однако фортепиано здесь трактуется как инструмент не мелодический или гармонический, а ударный. Техника Р. основывается на стаккатных звучаниях, аккордовых кляксах, на жестких, необычно заостренных ритмических акцентах, а также изобилует разнообразными полиритмическими эффектами. (…) Исполняется Р. в умеренном или быстром темпе. Р. является одним из жанровых предшественников джаза и оказал большое влияние на его зарождение и развитие. Р.привнес в джаз свойственную ему двуплановость и “жесткий” ударный облик, а его ритмические особенности подготовили сложную полиритмию джаза.
/В/ — Инструментальная форма игры на фортепиано, название появилось во 2-й половине 90-х гг. позапрошлого века. Мелодические, тональные и структурные качества — европейского происхождения. Техника исполнения основана на стаккатных звучаниях, изобилует разнообразными полиритмическими эффектами. При этом четкому, равномерно акцентируемому ритму четвертными длительностями в аккомпанементе левой руки противостоит своеобразная, остро синкопированная, как бы “разорванная” мелодия правой руки, в которой чередуются отдельные ноты с аккордами в восьмых. Исполняется в умеренном или быстром темпе. Рэгтайм является одним из жанровых предшественников джаза и оказал большое влияние на его развитие.

Рент-парти — См. Хаус-рент-парти. — /К/

Респонсорный принцип — См. Вопросо-ответный принцип. — /К/

Ривайвл / Revival (англ, возрождение)
/К/ — В истории джаза с этим понятием прежде всего связано движение, возникшее в конце 30-х гг. и известное под названиями “новоорлеанский ренессанс” (New Orleans renaissance) и “возрождение диксиленда” (dixieland revival). Его инициаторы — белые любители джаза, коллекционеры грампластинок, джазовые критики и музыканты — стремились возродить аутентичные формы классического джаза, традиции которого оказались уже почти полностью забыты из-за всеобщего увлечения коммерческой танцевальной музыкой. Изучение и популяризация классического джаза способствовали возникновению новых, современных стилевых форм диксиленда. Термин “ривайвл” иногда употребляется также к периоду возрождения свинга 50-е гг.).
/С/ — В отличие от своего прототипа, “возрожденный” джаз исполнялся, главным образом, белыми музыкантами, однако образцами для них служили сохранившиеся записи новоорлеанских ансамблей. Р. пробудил к новой жизни уже забытую к тому времени музыку и возродил традиции импровизационного джаза, что привело к возвращению на концертную эстраду ведущих новорлеанских музыкантов — корнетиста Банка Джонсона, корнетиста Джорджа Льюиса и других исполнителей, а также к появлению новых коллективов — ансамблей Лу Уолтерса, Терка Мерфи и Боба Скоби. Р. также способствовал (…) оживлениютворческой деятельности ведущих исполнителей традиционного джаза — кларнетистов Сиднея Беше (игравшего на сопрано-саксофоне), Меза Мезрова, Альберта Николаса; трубачей Магзи Спениера, Оскара Папы Селестина; тромбониста Кида Ори; банджиста Эдди Кондона. Однако это явление оказалось временным, и в 40-50-е г.г. центр Р. переместился в Европу, преимущественнов Англию, которая с тех пор удеоживает одно из ведущих мест в традиционном джазе.
/В/ — Возрождение традиционного новоорлеанского джаза в конце 30-х — начале 40-х гг., возникшее вначале в основном на Западе США, а затем его центр (40-50-е) переместился в Европу (Англия, Франция, Голландия, Германия, Россия).

Ривер-боутс / river boats — Речные пассажирские пароходы, курсировавшие на рубеже XIX-XX веков по рекам Северной Америки и, в частности, по Миссисипи, на которых играли ранние негритянские джазовые оркестры. (…) Позже на Р.б. приглашались джазовые оркестры, которым суждено было стать первыми пропагандистами джаза за пределами Нового Орлеана. В частности, на севере страны. Среди наиболее известных коллективов, работавших на Р.б. — оркестр Фейта Меребла. — /С/

Ринг-шаут / Ring shout (англ, ring круг, shout крик, зов) — Негритянский религиозный круговой танец экстатического характера, сопровождавший исполнение спири-чуэла. — /К/

Ритм-группа (ритм-секция) / Rhythm section — См. Секция ритмических инструментов. — /К/

Ритм-энд-блюз / Rhythm and blues (сокр. R&В)
/К/ — Блюзовый вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 30-х гг., возникший под влиянием свинга. Сочетает в себе элементы классического блюза, госпел-сонга, гарлемского джампа, танцевально-бытовой музыки негров. Впоследствии коммерциализовался, став объектом подражания и искаженной имитации в сфере развлекательной музыки. Ритм-энд-блюз считается одной из ранних форм негритянской рок-музыки. К коммерческим его модификациям, созданным белыми музыкантами, относятся рок-н-ролл и твист.
/Г-М/ — современная урбанизированная модификация блюза. От классического блюза отличается большей экспрессивностью, подчеркнуто танцевальным ритмом. Преобладающим сольным инструментом в ансамблях ритм-энд-блюза является электрогитара.
/В/ — урбанизированная (городская) модификация блюза, развившаяся на рубеже 30-40-х гг. в негритянских районах крупных промышленных центров северной части США.
/С/ — (…) Тенденции Р.н.б. наиболее ярко проявились в исполнительской деятельности альт-саксофониста Луиса Джордена, манера игры которого отличалась экзальтированностью и экспрессией, а так же у певцов Джимми Тарнера, Джо Уильямса и других, чье творчество формировалось в конце 30-х под влиянием свинга. Р.н.б., используя основные мелодико-гармонические средства блюза, отличается существенным усилением инструментального начала, более быстрыми темпами, четко выраженной ритмической основой и энергичным битом., который достигается чередованием массивного и гулкого удара на 1-й и 3-й долях такта с сухим отрывистым акцентом на 2-й и 4-й (изобретение такого приема игры приписывается Фреду Беллоу — исполнителю на ударных инструментах из Чикаго). (…) Наиболее ярким представителем Р.н.б. является Рей Чарлз, а так же Би Би Кинг, Ти-Бон Уокер, Мадди Уотерс, Джон Ли Хукер (США).

Рифф / Riff
/К/ — Прием мелодической техники джаза, особенно характерный для свинга, но также встречающийся в различных формах в афро-американском фольклоре, классическом и современном джазе. Представляет собой многократно повторяемую группой инструментов, или тутти, короткую мелодическую фразу, остинатное проведение которой используется либо как средство нагнетания динамики (см. стомп), либо как устойчивая форма сопровождения импровизирующего солиста (бэкграунд). В биг-бэнде могут исполняться одновременно несколько разных риффов, иногда серия риффов проводится в последовательном чередовании или в виде респонсорной переклички между группами инструментов оркестра.
/Г-М/ — лаконичная мелодическая фраза в один, два или четыре такта, исполняемая ostinato группой инструментов или всем оркестром. Многократное повторение риффе сообщает музыке дополнительную динамику, как бы “подстегивает” импровизирующего солиста.
/С/ — мелодическая техника джаза, основанная на непрерывном и многократном повторении группой музыкантов или всем оркестром на протяжении импровизации солиста короткой однообразной, легко запоминающейся музыкальной фразы, обычно 2- или 4-тактовой, с незначительными мелодическими или гармоническими изменениями. Техника Р. типична для африканской музыки, где она применялась в хоровых жанрах (постоянное повторение с нарастающей экзальтацией какой-либо фразы).

Рок-музыка / Rock music (англ, rock качаться, трястись)
/К/ — Тип современной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 20—30-х гг., ритм-энд-блюза, музыки кантри-энд-вестерн (см. кантри) и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки (порой не менее существенными, чем ее музыкальные особенности) являются ее социальные функции, формы бытования, техническое оснащение. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой. При всем многообразии разновидностей рок-музыки в ней можно выделить три основных стилевых направления: поп-рок (тесно связанный с традициями музыки кантри и представленный популярными песенными и танцевальными жанрами, мэйнстрим-рок (по аналогии с понятием мэйнстрима в джазе), ориентирующая на традиции блюза и ритм-энд-блюза) и авангардный рок (экспериментальные его формы). Взаимовлияния джаза и рок-музыки привели к возникновению ряда новых синтетических музыкальных стилей, в частности — джаз-рока и фьюжн.
/Г-М/ — суммирующее название различных видов современной песенно-танце-вальной музыки, развившейся из рок-н-ролла (Rock’n-roll) — основного стиля поп-музыки 50-х годов. Возникновение рок-н-ролла связывают с именем певца Элвиса Пресли. Музыка рок-н-ролла — упрощенная, вульгаризированная белыми исполнителями в коммерческих целях версия ритм-энд-блюза. Из Америки рок-н-ролл попал в Европу. Талантливые молодые музыканты-любители (в частности, английская группа “Битлз”) придали ему новью черты и во многом изменили облик молодежной поп-музыки 60—70-х годов, которая получила название рок-музыки или просто — рок.

Рок-н-ролл / Rock’n roll (произв. от rock and roll раскачиваться и вращаться)
/К/ — Модный американский танец 50-х гг. Коммерциализированная модификация негритянского ритм-энд-блюза. Название появилось впервые в 1934 г. на пластинке негритянской певицы Басуэлл с записью блюзов, выдержанных в танцевальных ритмах. В дальнейшем (с 1951 г.) его использовал в музыкальных радиопрограммах американский диск-жокей Алан Фрид, популяризатор рок-н-ролла, которому часто ошибочно приписывают изобретение этого термина. На основе рок-н-ролла возник целый ряд новых танцевальных жанров (твист, халли-галли, мэдисон и др.), кроме того, он является одним из основных истоков современной рок-музыки.
/С/ — Модный танец. Возникший в США в начале 50-х на основе ритм энд блюза и хилбилли. (…) Широкую популярность в США, а позже и в других странах, Р.э.р. приобрел благодаря шлягеру “Rock Around The Clock” в исполнении американского певца Билла Хейли и ансамбля “The Comets”. Однако самым популярным интерпретатором признан певец и гитарист Элвис Пресли, дебютировавший в 1955 по американскому телевидению. Р.э.р. характеризуется простой мелодией, построенной на навязчивых и примитивных риффах и сопровождающейся тяжелым, монотонным, постоянно повторяющимся однообразным ритмом с акцентами на 2-й и 4-й долях такта. Гармония основана на схеме 12-тактного блюза. Музыкальный размер — 4\4, темп — от умеренно быстрого до быстрого.

Румба / rhumba — Танец латиноамериканского происхождения. Музыкальный размер — 4/4, темп — от умеренного до умеренно быстрого. В конце 20-х — начале 30-х г.г., а также во второй половине 40-х получил широкое распространение в Америке и Европе. — /С/