Джаз-лексикон :: С

Автор: | 11.05.2003

= С =

Сайдмен
Самба
Саунд
Свинг
Свингование
Свит
Свободный джаз
Секция
Секция деревянных духовых инструментов
Секция медных духовых инструментов
Секция мелодических инструментов
Секция ритмических инструментов
Секция саксофонов
Секция язычковых инструментов
Сельский блюз
Симфоджаз
Скэт
Слайд-уистл
Слер-энд-смир
Современный блюз
Современный джаз
Соул
Соул-джаз
Спиричуэл
Стандарт
Стиль звуковых пластов
Стиль Канзас-Сити
Стомп
Стоп-корус
Страйд
Стоп-тайм
Страйд-стиль
Стрит-край
Стрэйдж-бэнд

Сайдмен / sideman — музыкант джазового оркестра. — /С/

Самба / samba — Танец в быстром темпе, построенный на бразильской народной основе. Музыкальный размер — 2/4. Возник в середине 30-х гг.
/В/ — (доп). Под названием боссанова в начале 60-х стал популярен в США и Европе. — /С/

Саунд / Sound (англ. — звук, звучание)
/К/ — Одна из важных стилевых категорий джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса. Определяется способом звукоизвлечения, типом атаки звука, манерой интонирования и трактовкой тембра. Является индивидуализированной формой проявления звукового идеала в джазе. Понятие саунда применимо также к звуковому стилю ансамблевого или оркестрового исполнения.
/Г-М/ — Буквально: звучание. Термин, которым определяют неповторимое индивидуальное звучание отдельного исполнителя, ансамбля или оркестра. Саунд — особая “звуковая атмосфера”, “звуковая аура”, заключенная в той или иной джазовой пьесе и выявляемая при исполнении.
/С/ — Термин определяет звучание, характерное для того или иного солиста, ансамбля или оркестра, которое легко идентифицируется благодаря специфическому звукоизвлечению, фразировке, особенностям оркестровки, составу музыкантов и т.п.

Свинг / Swing (англ, качание, взмах)
/К/ — 1. Выразительное средство в джазе. Характерный тип метроритмической пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей граунд-бита. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия, эффект “раскачивания” звуковой массы, расшатывания метрической основы. При свинге возникают метроритмические конфликты, сконцентрированные главным образом вокруг основных тактовых долей, которые — для усиления импульсивности ритма — подчеркиваются сильными акцентами. В этом состоит его отличие от других типов джазового бита и, в частности, от офф-бита, связанного с динамизацией не только долевого ритма, но и всей ритмики в целом. 2. Стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 20—30-х гг. в результате синтеза негритянских и европеизированных стилевых форм джазовой музыки. Первоначально был представлен преимущественно биг-бэндами, а к концу 30-х гг. стал исполняться также камерными ансамблями (комбо). К отличительным признакам стиля свинг относятся: характерная свинговая пульсация (“раскачивание”), специфическое сочетание секционной техники игры с сольной импровизацией, особый тембровый колорит, возросшее значение аранжировки и композиции. Свинговый биг-бэнд является результатом укрупнения и развития оркестров чикагского стиля. Исторически свинг занимает промежуточное положение между традиционным и современным джазом, а по своим стилевым качествам — между хот- и ceor-джазом. Классический свинговый стиль сформировался в первой половине 30-х гг. В связи с коммерциализацией и зарождением новых современных стилевых концепций к концу того же десятилетия отошел на второй план, превратившись в разновидность танцевально-развлекательной музыки. Возрожден в 50-х гг.
/Г-М/ — буквально: качание, вращение. Этим термином обозначают присущую только джазу полиритмию, несовпадение ритмических акцентов мелодической линии и акцентов основного метра пьесы. Напряжение и расслабление звуковой материи, “раскачивание” ритма и противосложение ему придают джазовой музыке упругость, неуклонную “пульсацию”.
/С/ — Балансирование, качание. 1. Характерный элемент исполнительской техники джаза, выражается в постоянной и непрерывной ритмической пульсации. С. является основным приемом джазовой полиметрии и возникает в результате несовмещения акцентов мелодической и ритмической линий, благодаря чему создается эффект кажущегося неуклонного нарастания темпа. Умение музыканта “балансировать” между этими несовмещениями и определяет термин С. Джазовые музыканты часто употребляют в значении С. термин “джайв”. 2. Стиль джаза, сформировавшийся к середине 30-х г.г. С. является переходным периодом между традиционным и современным джазом. Слово С. привилось с появлением композиции “A Thing If It Aint’s Got That Swing”, сочиненной Дюком Эллингтоном.
/В/ — (доп). 1. Это — образ ритмического мышления. 2. Стиль джаза, сформировавшийся к середине 30-х годов в связи с появлением больших оркестров (биг-бэндов). На первый план здесь выступают аранжировка и сольная импровизация, в ритме акцентируются уже все четыре доли такта. “Королем свинга” считался кларнетист и бэнд-лидер Бенни Гудмен.

Свингование / Swinging — Игра в свинговой манере, со свингом. -/K/

Свит / Sweet (англ, сладкий, приятный)
/К/ — Термин, применяемый для обозначения ряда разновидностей коммерческой развлекательной и танцевальной музыки сентиментального, напевно-лирического характера, а также родственных ей фррм коммерциализированного джаза (свит-джаз) и “оджазированной” популярной музыки. К свит-музыке принято относить, например, ранний симфоджаз, танцевальную свинговую музыку (свит-свинг). Элементы свит-стиля можно обнаружить во многих направлениях джаза (таких, как кул, фанки, соул, боссанова-джаз, джаз-рок), в современной поп-музыке.
/В/ — Это термин, относящийся к музыке преимущественно мягкого танцевального характера, использующей некоторые средства выразительности джаза и исполняющейся обычно в спокойной манере в медленном или умеренном темпе. В период свинга такую суит-музыку исполняли также и некоторые джазовые свинговые биг-бэнды, но она не являлась основной частью их репертуара.

Свободный джаз — См. Фри-джаз. — /К/

Секция / Section — Инструментальная группа в джазовом ансамбле или оркестре, выполняющая определенную выразительную функцию (мелодическую, ритмическую, бэкграунда и т.д.). — /К/

Секция деревянных духовых инструментов / Woods — В джазе используется редко. Иногда добавляется к обычным инструментальным группам биг-бэнда. Встречается в больших джазовых оркестрах симфонизированного типа (симфоджаз, свит-свинг, прогрес-сив, “третье течение”). Может включать в себя флейту, гобой, английский рожок, кларнет и фагот с их басовыми разновидностями. — /К/

Секция медных духовых инструментов / Brass — В джазовых оркестрах обычно их состав ограничивается трубами и тромбонами; в отдельных случаях к ним могут добавляться валторна, туба и другие менее характерные для джаза инструменты. Брасс-секция является основой свингового биг-бэнда. Имеет самостоятельное значение в больших оркестрах кул- и фри-джаза, в ансамблях джаз-рока. — /К/

Секция мелодических инструментов / Melody section — Группа инструментов в джазовом оркестре, которой поручается ведение мелодических голосов (может быть однородной или смешанной в тембровом отношении). — /К/

Секция ритмических инструментов (ритм-группа, ритм-секция) / Rhythm section — Имеется в большинстве типов джазовых ансамблей и оркестров (от комбо до биг-бэнда и симфоджазового оркестра). Основной ритм-секции, как правило, является ударная установка, к которой могут добавляться другие (например, экзотические) ударные инструменты. Функция басового голоса чаще всего поручается контрабасу или низким духовым, в современном джазе и джаз-роке в этой роли нередко используется электро-бас или адап-теризованная бас-гитара. В состав ритм-группы обычно вводятся также инструменты, способные одновременно выполнять и функции гармонического сопровождения (фортепиано, электроорган, гитара, банджо и др.). — /К/

Секция саксофонов / Reeds — Особенно характерна для свингового биг-бэнда, в котором саксофоны нередко используются почти в полном наборе (от сопрано до баритона и баса). В ансамблях вест-коуст-джаза встречается сочетание секции саксофонов с ритм-группой (нечто среднее между комбо и биг-бэндом), В больших оркестрах типичной является также комбинация саксофонов и кларнетов. — /К/

Секция язычковых инструментов / Reeds — См. Секция саксофонов. — /К/

Сельский блюз / Country blues — См. Кантри-блюз; Архаический блюз. —/К/

Симфоджаз / Symphojazz
/К/ — В ранней форме получил распространение, начиная с середины 1920-х гг. Исполнялся большими оркестрами симфонизированного типа и представлял собой концертный стиль популярно-развлекательной и танцевальной музыки, обнаруживающий заметные влияния джаза. Иногда эту музыку определяют также термином свит. Наряду с чикагским джазом симфоджаз в известной мере подготовил возникновение свингового биг-бэнда. Его идеи нашли продолжение в стилях прогрессив, вест-коуст, кул и особенно “третье течение”. Понятие “современный симфоджаз” охватывает обширную область творческих экспериментов, связанных с синтезом джаза и академической музыки.
/Г-М/ — Впервые это определение употребил а 20-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. Оно означало сплав легкожанровой симфонической музыки с джазом. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с налетом “салонности”. Однако тот же П. Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой “Рапсодии в стиле блюз” Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Попытки воссоздать подобный синтез в новом качестве случались и в более позднее время.
/C/ — Термин, относящийся к музыке, основанной на европейской композиторской технике и использующей некоторые средства выразительности джаза. Она исполняется большими оркестрами, в состав которых входит группа саксофонов и струнных инструментов. Термин ввел основоположник и наиболее типичный представитель С.д., скрипач и дирижер Поль Уайтмен, создавший такой оркестр в первой половине 20-х г.г. Его репертуар составляли концертные обработки модных шлягеров, танцевальная музыка, инструментальные аранжировки известных оперных арий и фрагменты из симфонических произведений. С этим оркестром связана творческая судьба американского композитора Дж. Гершвина. В 1924 г. оркестр исполнил его “Rhapsody In Blue” — первое крупное сочинение композитора. Несмотря на большую популярность, это направление оказалось не долговечным и не перспективным и вскоре деградировало в шаблонно-коммерческий вид искусства. В определенном смысле С.д. привел к появлению джазовых биг-бэндов.

Скэт / Scat
/К/ — Заимствованная джазовыми музыкантами из афро-американского фольклора техника т. н. слогового (бестекстового) пения, основанная на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний. В джазе этот прием трансформировался в тип виртуозной импровизации, в которой голос приравнивается к музыкальному инструменту. Иногда такая вокальная манера обозначается также термином “инструментальное пение”. Особенно характерна она для стиля бон.
/Г-М/ — Способ вокального (без текста) исполнения джазовой музыки с использованием отдельных слогов или звукосочетаний для получения сходства с артикуляцией звуков на духовых инструментах.
/С/ — Специфический импровизационный способ джазового пения, при котором используются отдельные фразы, слова и звукосочетания, не имеющие какого-либо определенного смысла. Техника скэт-пения ведет свое начало из негритянской вокальной музыки. В джазе С. употребляется как имитация инструментального исполнения и впервые применен Луисом Армстронгом в 1926, а затем Кэбом Кэлоуэем. Среди наиболее ярких представителей С. Элла Фицджеральд и вокальное трио “Lambert — Hendriks — Ross” (США).
/В/ — Скэт-пение или боп-скэт. В некоторой степени это вокальная имитация инструментального исполнения, звукоподражание, т.е. фонетическая импровизация.

Слайд-уистл / Slide whistle (англ, slide — скользить, whistle — свист) — Специфический музыкальный инструмент. Свисток, снабженный поршнем, при передвижении которого происходит изменение высоты тона. — /К/

Слер-энд-смир / Slur and smear (англ, slur слитно, smear смазывать) — Характерный для джаза тип короткого восходящего глиссандо, создающего эффект “смазывания” звука. — /К/

Современный блюз / Modern blues — Блюз «Свинговой эры». См. также «Ритм-энд-блюз». — /К/

Современный джаз / Modern jazz
/К/ — Общее обозначение стилей и направлений джаза, возникших после окончания периода классического стиля и “эры свинга” (с конца 30-х гг. до настоящего времени). Первым стилем современного джаза считается боп.
/В/ — Определение, относящееся к стилям и направлениям, развившимся в период с начала 40-х гг. и до наших дней.

Соул / Soul (англ, душа)
/К/ — Соул-музыкой в широком смысле иногда называют всю негритянскую музыку, связанную с блюзовой традицией. Под этим понятием подразумевают также стиль вокальной негритянской музыки, возникший после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел-сонга. Соул-джаз представляет собой разновидность хард-бопа, развившуюся на основе исполнительского стиля фанки. Для него тоже характерна ориентация на традиции блюза и афро-американского фольклора.
/Г-М/ — Буквально: душа. Термин относится к одной из разновидностей ритм-энд-блюза. В широком смысле — это стиль вокальной негритянской музыки, своим происхождением связанный с религиозными песнопениями (госпел). Как самостоятельное явление сложился в 60-е годы. Оказал влияние на джаз (известен термин “Soul jazz”).
/C/ — Вокальная форма, развившаяся из культовой музыки американских негров и заимствовавшая многие элементы ритм-энд-блюза. Среди исполнителей С — Оттис Рединг, Роберта Флак, Арета Франклин, Рей Чарлз и др.

Соул-джаз /soul jazz — Модифицированная форма хард-бопа, возникшая в конце 50-х гг. В ней нашли отражение некоторые элементы культовой музыки американских негров и соул. С.ж. берет начало от фанки и наиболее ярко проявился в творчестве пианиста Бобби Тиммонса, саксофониста Бенни Голсона, корнетиста Ната Эддерли, певца и органиста Рея Чарлза. — /C/

Спиричуэл / Spiritual (англ. духовный)
/К/ — Архаический духовный жанр хорового пения североамериканских негров. Предположительно происходит от одноголосных фольклорных негритянских песен-гимнов, исполнявшихся в респонсорной (вопросо-ответной) манере еще на заре колониальной эпохи, а в XIX в. развившихся в самобытную законченную форму многоголосия под влиянием христианской псалмодии белых переселенцев. Изучение спиричуэла и блюза фольклористами, начавшееся приблизительно в середине XIX в., способствовало пробуждению общественного интереса к негритянской музыке и возникновению многочисленных профессиональных хоров и вокальных ансамблей, исполнявших спи-ричуэлы. На этой основе сложилась концертная разновидность спиричуэла — задолго до концертных форм блюза и инструментального джаза. В негритянском фольклорном спи-ричуэле обнаруживаются многие характерные выразительные средства и приемы афро-американской музыки: импровизация, респонсорная техника, офф-бит, лабильное интонирование (“блюзовые тоны”, шауг-эффекты, офф-питч, дёрти-тоны) и др., сочетающиеся с европейской гармонической основой и заимствованной из христианского гимна мелодией. Как и блюз, спиричуэл считается одним из главных истоков джаза.
/Г-М/ — хоровые духовные песни американских негров. Образовались в результате слияния двух культур — европейской (точнее англо-кельтской) и африканской музыки.
/С/ — Духовные песни американских негров, возникшие в 1-й четверти XIX века на Юге США вследствие обращения негров в христианство. Источником негритянских С. являлись духовные гимны, завезенные в Новую Англию белыми переселенцами. В протестантской церкви негры, познакомившись с этими гимнами, быстро усваивали их несложную мелодику и гармонию и вводили в хоровое пение элементы импровизации. Таким образом появлялись новые песнопения. Тематику С. составляли библейские сюжеты, которые приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и подвергались фольклорной обработки. Иногда в них выражались бунтарские настроения. (…) С. являются одной из самых распространенных форм музыкального фольклора североамериканских негров. Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика, с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе. Эти гимны служили источником тематического материала С., их мелодические и гармонические принципы негры претворяли в русле африканского ритуального музицирования. Музыка С. проникнута лиризмом, порой носит трагический характер. С. создавались коллективно, часто во время богослужения, и характеризуются импровизационным стилем исполнения. В результате творческого преобразования напевов возникает довольно сложная полифония подголосочного типа с прихотливой орнаментикой мелодии. Пение С. сопровождается танцевальными движениями. С. имеет вопросо-ответную структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами. С. значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие их них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизации. Влияние С. сказалось не только на джазе. Их интонации повсеместно встречаются в опере Джорджа Гершвина “Порги и Бесс”, а Антонин Дворжак использовал переработанную мелодию С. “Swing Low, Sweet Chariot” в симфонии “Из Нового Света”.
Основаны на принципе антифона.

Стандарт / standard — 32-тактовые песни, делящиеся на 8-тактовые периоды (т.е. ААВА). Вошли в классику джаза и постоянно используются музыкантами всех стилей и направлений в качестве тем для импровизаций. — /С/

Стиль звуковых пластов / Sheets-of-sound — Этот термин обозначает, что звуки извлекаются столь стремительно, что их нельзя услышать в отдельности, а только в составе сплошной звуковой линии. — /К/

Стиль Канзас-Сити /Kansas City style — Определение, относящееся к музыке, входившей в репертуар биг-бэндов г. Канзас-Сити во 2-й половине 20-х и первой половине 30-е гг. Для С.л.с. характерны экспрессивная манера исполнения с ярко выраженным свингом, частое употребление риффов как в мелодии, так и в бэкграунде, групповые корусы и сольная импровизация. На развитие этого стиля особое влияние оказали блюз и буги-вуги, что особенно заметно в пьесах с ярко выраженным негритянским колоритом и остинантой фигурой шафл в аккомпанементе. Для С.к.с. типичны стомпы, а так же манера игры баунс. Родоначальником является оркестр Бэнни Моутена. Среди его последователей — биг-бэнды Каунта Бейси и Энди Кирка, Джея Мак-Шена, Уолтера Пейджа. Техника игры С.к.с. в большой степени сказалась на формировании оркестрового свинга и современных биг-бэндах. — /С/

Стомп / Stomp (англ, топтать)
/К/ — 1. Архаический фольклорный танец североамериканских негров, содержащий характерные остинатные ритмические фигуры, исполняемые в быстром темпе. 2. Широко используемый в джазе прием, основанный на эпизодическом проведении остинатно повторяемых моделей (мелодических, гармонических, акцентно-ритмических, фактурных), которые, ввиду их несоответствия основной фразировке, временно нарушают ее естественную логику, динамизируя музыкальное изложение, насыщая его внутренней конфликтностью. Модель, применяемая в этих целях, носит название “стомп-паттерн”, а техника ее применения — стомпинг. Типичная для стиля свинг разновидность мелодического стомпа — рифф.
/С/ —1. Пьеса, исполняемая в быстром темпе с подчеркнутыми акцентами в аккомпанементе, мелодия которой состоит из коротких музыкальных фраз. Такие композиции были популярны в 20-е гг. 2. Афро-американский танец.

Стоп-корус (stop chorus), или Стоп-тайм (stop time) — см. «Брейк». — /К/

Страйд / stride — способ игры на фортепиано, при котором в левой руке поочередно исполняется бас в октаву или дециму на сильных долях (1-й и 3-й) и соответствующий ему аккорд в более высоком регистре на слабых долях такта (2-й и 4-й). Среди музыкантов распространено еще название “шагающее фортепиано” (stride piano). Такой способ фортепианного исполнения пришел в джаз из регтайма и был типичен для пианистов гарлемского джаза 30-х гг. —/В/

Стоп-тайм / Stop time (англ, остановка, перерыв) — Внезапное прекращение равномерной метрической пульсации (граунд-бита) и ансамблевого звучания с последующим их возобновлением через определенное время. Во время образующих пауз солист, как правило, исполняет короткие импровизационные вставки (брейки). Характерный прием респонсорной техники джаза. — /К/

Страйд-стиль / Stride style (stride piano style) (от англ, stride большой шаг)
/К/ — Техника фортепианного сопровождения мелодии, связанная с партией левой руки пианиста, в которой постоянно чередуются басовые звуки (на первой и третьей долях четырехдольного размера) и аккорды (на второй и четвертой долях). При этом левая рука музыканта перебрасывается (“шагает”) через одну-две октавы. Страйд-манера была разработана пианистами регтайма, а затем получила дальнейшее развитие в различных стилях фортепианного джаза.
/С/ — Способ игры на фортепиано, при котором в левой руке поочередно исполняется бас в октаву или дециму на сильных долях (1-й и 3-й) и соответствующий ему аккорд в более высоком регистре на слабых долях такта (2-й и 4-й).

Стрит-край / Street cry (англ, уличный выкрик) — Архаический фольклорный жанр. Тип городской сольной трудовой песни уличных разносчиков. В афро-американской народной музыке представлен множеством разновидностей — от коротких декламационных выкриков и небольших мелодических попевок до развернутой песенной строфической формы из нескольких куплетов с вполне законченной и развитой мелодией. — /К/

Стэйдж-бэнд / Stage band (англ, сценический оркестр) — Тип студенческого оркестра, организованного для концертных выступлений. — /К/