Джаз-лексикон :: Т

Автор: | 11.05.2003

= Т =

Тин-Пэн-Элли
Том-том
Традиционый джаз
Третье течение
Ту-бит
Тустеп

Тин-Пэн-Элли / Tin Pan Alley (англ.-амер. букв, улица луженых кастрюль)
/К/— Уничижительное прозвище комплекса коммерческих издательских фирм США, выпускающих развлекательную музыкальную продукцию.
/С/ — (доп). Буквально аллея оловянной посуды — так назвал в 1903 г. американский журналист Монро Розенфельд 28-ю улицу между 5-й и 6-й авеню в г. Нью-Йорке, на которой было сосредоточено множество частных фирм, специализировавшихся по выпуску нот произведений развлекательной музыки в 20-е г.г. Эти издательства были переведены на Бродвей. Название является синонимом музыкальной развлекательной индустрии США.

Том-том / Tom-tom — Ударный инструмент китайского происхождения. Разновидность малого барабана, часто применяемого в джазовых ансамблях. Имеет одну или две мембраны и специальные винты для изменения высоты звучания. Несколько том-томов разной величины могут устанавливаться с помощью особых креплений на большом барабане ударной установки. — /К/

Традиционный джаз / Traditional jazz (cokp. trad.)
/К/ — См. Классический джаз.
/С/ — Название ранних стилей джаза — новоорлеанского и диксиленда.

Третье течение / Third stream
/К/ — Термин введен в 1959 г. применительно к стилевому направлению в современной музыке, связанному с экспериментами в области синтеза джаза и академического музыкального искусства (подразумеваемых под “первым” и “вторым” течениями). Эти эксперименты можно подразделить на три группы: 1) попытки освоения джазовыми музыкантами идей и принципов современной академической музыки; 2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми музыкантами; 3) совместное творчество джазменов и академических музыкантов. В узком смысле понятие “третье течение” следует отнести к периоду 50-х гг. в более широком — его можно распространить на целый ряд джазовых и “околоджазовых” стилей, таких, как ранний симфоджаз, прогрессив, вест-коуст, кул, джаз-рок, авангардный рок и фьюжн.
/Г-М/ — Направление в джазе, возникшее в 50-е годы. Связано с новым этапом поиска синтеза джаза и академической музыки, классической и современной. Представители Третьего течения ставили своей целью обогатить джазовую палитру, привнести в джаз элементы современной симфонической музыки. Наиболее известные музыканты — Джон Льюис, руководитель “Модерн джаз квартета”, Гюнтер Шуллер, Джордж Рассел, Тео Масеро, Джимми Джуф-фри.
/С/ — Экспериментальное направление современного джаза, развившееся в середине 50-х гг. и представляющее собой синтез джаза и европейской симфонической музыки (как классической, так и современной); привело к практике создания развернутых произведений для смешанных составов оркестров, включавших академических исполнителей и джазовых импровизаторов. Попытки сближения джаза и академической музыки предпринимались еще в 20-х г.г. основоположником С. Полем Уайтменом, а также Джорджем Гершвином, Эрнстом Кшенеком, Дариюсом Мийо, Дюком Эллингтоном. Последний широко использовал в своем творчестве элементы европейской композиторской техники. (…) В отличие от подавляющего большинства экспериментов, авторы которых стремились, главным образом, к привнесению отдельных элементов джаза в академическую музыку, или применению некоторых принципов симфонического развития и особенностей классической музыки в джазе, для композиций, появившихся во 2-й половине 50-х г.г., характерно органичное слияние европейской композиторской техники с джазовыми традициями. Основоположником и теоретиком Т.т. признан композитор Гантер Шуллер, дебютировавший в 1957 г. композицией “Transformations”.

Ту-бит / Two beat (англ, два удара, акцента)
/К/ — Тип джазового бита с акцентами на первой и третьей Долях четырехдольного метра. Характерен, в частности, для стиля диксиленд.
/С/ — Акцентирование инструментами ритм-группы только двух долей такта — 1-й и 3-й в рэгтайме и новоорлеанском стиле, 2-й и 4-й в диксиленде и чикагском стиле.

Тустеп / two step — танец, возникший в начале XX века в США. Затем в 20-е гг. был также популярен в Европе. Музыкальный размер — 2/4. — /С/