Джаз-лексикон :: В

Автор: | 11.05.2003

= В =

Век джаза
Вест-коуст джаз
Водевиль
Возрождение диксиленда и новоорлеанского джаза
Вопросно-ответный принцип
Восточного побережья, джаз

Век джаза — См. “Джазовая эра”. — /К/

Вест-коуст-джаз / West Coast Jazz (джаз Западного побережья)
/К/ — Стилевое направление в современном джазе, сформировавшееся в ряде городов Калифорнии в 50-е гг. (первые образцы относятся к 1949 г.). Вест-коуст-джаз возник прежде всего под влиянием стилей прогрессив и боп, но в нем обнаруживаются также и другие стилевые связи — с симфоджазом, свингом, кул-джазом и с европейской академической музыкой. Для него характерны эмоциональная сдержанность, строгость формы и голосоведения, склонность к использованию линеарно-контрапунктической техники, пристрастие к умеренным темпам и закругленной кантиленной мелодике (в духе баллад и эвергринов), мягкость звукоизвлечения (в этом смысле вест-коуст-джаз ближе кул-, а не хот-джазу), изысканность гармонических и тембровых средств, сочетание диатонической ладотональной основы с “расцвечивающими” ее хроматизмами и разнообразными модуляционными приемами, “расслабленный” характер свинговой пульсации наряду со спокойной, ровной ритмикой, тенденция к законченной, симметричной фразировке. На связь вест-коуст-джаза с традиционным джазом указывает применение музыкантами этого стиля одновременной групповой импровизации. В сфере камерно-ансамблевого музицирования для вест-коуст-джаза типично заимствование приемов исполнительской техники больших оркестров (вплоть до превращения всего ансамбля в единую инструментальную группу, подобную секции биг-бэнда). В оркестровой же практике вест-коуст-джаза наблюдается противоположная тенденция — к камерной манере игры, индивидуализации тембров, усилению роли сольной импровизации. Примечательно также включение в инструментарий таких редко употреблявшихся прежде в джазовых ансамблях инструментов, как гобой, английский рожок, фагот, бас-кларнет, бас-труба, бас-тромбон, валторна, арфа, смычковые струнные; обычным является сочетание низких деревянных духовых с саксофонами. Стиль вест-коуст-джаза в значительной мере способствовал развитию европеизированного концертного джаза.
/С/ — Направление в современной джазовой музыке, развившееся во второй половине 50-х г.г. среди белый музыкантов Западного побережья США. Исполнители В.к.д. постоянно обращаются к средствам выразительности, характерным для современной музыки. Для этого направления типична напевная мелодика, полифонизированная аранжировка, расширенный инструментарий за счет введения флейты, гобоя, английского рожка, фагота, бас-трубы, бас-тромбона, валторны, тубы, арфы, а также струнной группы. Среди представителей В.к.д. — трубач Шорти Роджерс, тромбонист Боб Брукмайер, саксофонист Джерри Маллиген, пианист Дейв Брубек, ударник Шелли Менн и др. Термин ввел музыкальный критик Стенли Данс. То же самое, что и калифорнийский джаз.

Водевиль / Vaudeville
/К/ — В современном смысле — род бытовой комедии с музыкальными номерами, куплетами, танцами, пантомимами и трюковыми сценами. В США получил широкое распространение т. н. американский водевиль (и как его разновидность — негритянский водевиль), специфика которого связана с национально-характерными чертами фабулы и музыки, с обращением к местному фольклорному и бытовому материалу, а также с влияниями менестрельного театра (см. минестрель-шоу).

Возрождение диксиленда и новоорлеанского джаза — См. Ривайвл. — / К/

Вопросо-ответный (респонсорный) принцип / Responsorial principle (responsory, res-ponsorium) (от лат. respondeo отвечать)
/К/ — Один из универсальных, основополагающих принципов музыкального формообразования, предусматривающий такой тип связи элементов формы (построений, разделов, частей; мотивов, фраз, предложений и др.), при котором эти элементы образуют взаимодополняющие пары. Наличие музыкального построения, выполняющего функцию “вопроса” (и поэтому обладающего такими свойствами, как неустойчивость, незавершенность, разомкнутость), является фактором, обусловливающим возникновение “ответного” построения (более устойчивого и законченного, восстанавливающего нарушенное ранее динамическое равновесие). Вопросо-ответный принцип находит применение во многих европейских музыкальных формах (имитационных, репризных, рефренных; основанных на концентрической планировке, зеркальной симметрии, периодическом повторе и т. п.). Простейшим способом реализации данного принципа в исполнительской практике является т. н. антифон (лат. antiphonos — противозвучание) — чередование двух групп ансамбля, перекличка между солистами, между солистом и ансамблем. Респонсорная техника в афро-американской музыке (уорк-сонг, холлер, спиричуэл, блюз) и джазе представлена необычайным многообразием средств и приемов — от самых простых (перекличка) до самых сложных (в области логики импровизации и композиции, гармонии и мелодики, в распределении функции между отдельными исполнителями и инструментальными группами).
/В/ — Исторически древний принцип пения или инструментального исполнительства, характерный для некоторых форм музыки североамериканских негров, часто употребляется и в джазе. В европейской музыке ему соответствуют “антифон” и “респонсорий”.
/С/ — Древний, архаический принцип пения, широко распространенный в африканской народной и культовой музыке, представляющий собой диалог между солистом (пропостой) и ансамблем или хором (прихожанами). Характерен для некоторых форм музыки североамериканских негров (блюзы, спиричуэлс, трудовые песни), встречается и в джазе. Термин В.0.с. употребляется только по отношению к африканской и афро-американской музыкальной культуре. В европейской музыке ему соответствуют термины “антифон” и “респонсорий”, однако в значении последних предусматривается большая протяженность мелодических линий и иные, более разнообразные тематические соотношения.

Восточного побережья, джаз — См. Ист-коуст-джаз. — /К/