Обзор CD и LP :: Юрий Дмитриевский «Знакомьтесь — Род Стюарт!»

Автор: | 08.01.2003

ЗНАКОМЬТЕСЬ — РОД СТЮАРТ!

Обложка альбомаARTIST: Rod Stewart
TITLE: «It Had To Be You» («The Great American Song Book»)
LABEL: J-Records — 80813-20039-2
RELEASE DATE: October 22, 2002
PRODUCED BY: Phil Ramone, Richard Perry & Clive Davis

THE LIST OF SONGS:

1. You Go To My Head (featuring Dave Koz)
2. They Can’t Take That Away From Me (featuring Arturo Sandoval)
3. The Way You Look Tonight
4. It Had to Be You (featuring Michael Brecker)
5. That Old Feeling (featuring Arturo Sandoval)
6. These Foolish Things (featuring Dave Koz)
7. The Very Thought of You
8. Moonglow (featuring Arturo Sandoval)
9. I’ll Be Seeing You
10. Everytime We Say Goodbye (featuring Dave Koz)
11. The Nearness of You
12. For All We Know
13. We’ll Be Together Again
14. That’s All

Познакомьтесь — сверхновая звезда джазового вокала: Род Стюарт (да, тот самый!).

Говорят, что легендарный британский рок-музыкант Род Стюарт в последние годы очень часто с увлечением баловался пением джазовых стандартов – в основном у себя дома, со своими самыми близкими друзьями…

И вот, наконец-то, он «добаловался»! – совсем недавно в продаже появился его новейший диск «The Great American Song Book» (J-Records), к которому отношение широкой публики сегодня самое противоречивое и самое контрастное – от провозглашения этой записи полнейшей неудачей в карьере Стюарта до самых восторженных оценок (вплоть до называния этого диска «новейшей классикой джаза»!).

Так что же вдруг случилось сегодня с Родом Стюартом?

Очень легко обижаться на него за его якобы «предательство» неких «предположительно» незыблемых поп-роковых традиций…

Или же обижаться за его очень естественную (««природную») похожесть своей уникальной «безголосостью» (и музыкальностью от Бога! – а не гениальностью ударов головой по футбольному мячу, поскольку футбольная карьера Рода, к счастью, не состоялась)… на пение Билли Холидей (кто-то уже успел заприметить, что Род Стюарт сегодня произносит «never» точно так же как это делала в своих записях Билли — «nevah»).

Я думаю, что единственная проблема с этим диском вовсе не в «новом», кстати, совсем неплохом джазовом пении Рода Стюарта, которое часто приближается к глубине и искренней проникновенности записей Билли Холидей (замечательный джазовый критик Ральф Глизон написал в какой-то из своих очень давних статей, что после пения Холидей даже Элла Фитцджеральд и Сара Вон ему показались просто маленькими девочками, играющими во взрослых женщин)…

Проблема здесь, по-моему, лишь одна (и это уже реальный повод для обиды!) — в аранжировках: очень плоских и приторно слащавых, фактически лишенных главного джазового атрибута – свинга… Даже самый эстрадный Джеймс Ласт, наверное, вполне смог бы прозвучать «джазовее» в подобной записи.

А как было бы интересно услышать Рода поющего ту же самую классику джаза с настоящими — свингующими и импровизирующими — джазменами (не смотря даже на таких случайных, но весьма дорогих гостей участвовавших в этих записях, как Артуро Сандоваль или Дэйв Коз)…

И если следующий диск Рода «The Great American Song Book, Vol.2» (?) вскоре появится (о чем уже мечтают многие, и в чем я сам очень мало сомневаюсь…) – запросто ждите услышать на нем «Sweet Lorraine», или «Portrait of Jenny», или «Rout 66″… Как ни странно, и удивительно, что никто об этом не говорит! – вполне очевидно, что продюсерский «рецепт» этой попытки возрождения поп-джазовой кухни напрямую «позаимствован» у… Нэта Кинга Коула (при кажущейся абсолютной непохожести голосов)!

К сожалению, именно в этом заключается и самая большая проблема этого альбома. Хотя сам Род Стюарт совсем неплохо справился с этим непростым «вызовом» (я больше всего поражен именно тем, что он действительно СВИНГУЕТ — и вполне «по черному»!)

Я бы сказал, что с этим альбомом Род «повернул коня направо, а сам налево поскакал»…

Впрочем, это, конечно же, не его личный выбор — просто его продюсеры явно переусердствовали в стремлении к быстрорастворимой попсовости звучания. Подобные медвежьи услуги музыкального бизнеса (наступил на ухо — бывает!) вовсе не раз доставались самой Билли Холидей – вспомните ее «Lady in Satin»! — и Уэсу Монтгомери, да и другим гениям джаза, в особенности несправедливо — Полу Дезмонду, отличный альбом которого, выпущенный на СиТиАй, был заживо погребен в почти «хохломской» музыкальный гроб с такими же нелепыми завитушками аранжировок.

Смело ставлю 4 с плюсом Роду Стюарту за этот альбом – пение Рода в этих записях часто интереснее, чем пение известнейших сегодняшних вокалистов джаза…

Почему? Я уже почти забыл, когда же я в последний раз с таким истинным наслаждением вслушивался в каждое «спетое» слово (критики оперы говорят, что если слова звучат слишком глупо в простой речи, их перекладывают на музыку … как же удивительно вдруг снова так явно СЛУШАТЬ настоящие стихи в музыке!)… Кажется, в последний раз это был Джонни Хартман в записи с Джоном Колтрейном… Или, может быть, Елена Камбурова… Или Алексей Шедько… Ах, нет – я вдруг вспомнил! — это была Лиза Соколов пару лет назад – к сожалению, малоизвестная нью-йоркская джазовая вокалистка русского происхождения, поразившая меня своим исполнением — «прочтением» «Over the Rainbow» (есть небольшой клип в Real Audio в интернете — www.jazzcorner.com/ram/sokolov6.ram)… Да, кстати, специалисты утверждают, что ВСЕ гениальные стихи Уильяма Блейка когда-то на самом деле были чудесными песнями, мелодии которых, увы, навсегда утрачены!

И мне также сейчас вспомнился Михаил Зощенко (кажется, из его «Голубых городов»?), с его замечательным гимном «обывателю с геранью»: да, герани здесь многовато, но даже самым изысканным знатокам джаза в этом альбоме хватит сюрпризов в этом совсем «недежурном» опусе Рода Стюарта!

Браво, Род! Но, пожалуйста, запиши свой новый диск с настоящими джазменами – пусть даже не с самыми дорогими! PLEASE!!!

Если, вдруг, это так уж совсем дико дорого там, в твоем туманном Лондоне – приезжай сюда, в Канаду, или же в Россию — поможем!

Юрий Дмитриевский
Торонто, Канада
ноябрь 2002

Свободно для перепечатки на русском языке и распространения в неизмененном виде.
25/11/2002